Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тепловой зазор клапанов – Тепловой зазор клапанов

Тепловой зазор клапанов – Тепловой зазор клапанов

Как известно, нагретый металл имеет свойство расширяться. Детали газораспределительного механизма – клапаны, детали клапанного привода, распредвал – все это сделано из разных металлических сплавов, и по мере прогрева мотора увеличивается в размерах.
Именно поэтому между распредвалом и толкателем клапана (или между коромыслом и клапаном) существует небольшой зазор – его называют тепловым.


Для того, чтобы нагляднее понять важность наличия теплового зазора, пойдет от обратного: представим себе, что теплового зазора нет. Тогда в холодном состоянии в приводе клапанов детали будут прилегать друг к другу плотно. Разогревшись, шток клапана удлинится. Сверху у него никакого зазора нет – значит удлиняться он будет книзу. Это приведет к тому, что тарелка горячего клапана будет неплотно прилегать к седлу (ССЫЛКА) в закрытом состоянии. Зазор появится в ненужном месте, и через него из цилиндра будет «утекать» топливовоздушная смесь, ухудшая эффективность работы мотора. Логичное решение проблемы – наличие небольшого зазора сверху.
При комфортной плюсовой температуре на улице «услышать» наличие этого зазора сложно – и холодный, и горячий мотор будут работать примерно одинаково на слух. На сильном же морозе, когда зазор становится больше, запущенный мотор будет работать жестко, с характерным стуком. Это звук, с которым привод ударно воздействует на клапаны.
Эти симптомы должны быстро проходить. Если мотор постоянно работает, как холодный, то скорее всего со временем тепловой зазор в нем увеличился до ненормативного.
Вообще по мере износа деталей газораспределительного механизма зазор может как увеличиваться, так и уменьшаться – тут все зависит от конкретных конструктивных особенностей мотора и качества металлов, из которых сделаны детали.
Увеличению зазора способствует износ кулачков распредвала, торцов клапана и деталей привода.
Уменьшению зазора – износ седел и тарелок клапанов (ССЫЛКА) и, как следствие, более глубокая посадка.

В качестве иллюстрации приведем двигатель ВАЗ-2110, где величина теплового зазора регулируется при помощи шайбы необходимой толщины, устанавливаемой между толкателем клапана и кулачком распредвала.


Дополнительно стоит сказать, что на многих моторах регулировка теплового зазора происходит автоматически – с помощью гидравлических компенсаторов, о которых подробно рассказано в отдельной статье (ССЫЛКА).

Регулировка теплового зазора клапанов

Эта тема поможет Вам понять для чего это необходимо, последствия несвоевременной регулировки, периодичность и как определить необходимость, самостоятельно выставить тепловые зазоры клапанов. Многие понимают важность этого мероприятия и своевременно проводят регулировку собственными силами или же доверяют эту работу специалистам автосервисов.

Читайте так же:
Регулировка сцепления восход сова

В процессе работы двигателя трущиеся детали изнашиваются, установленные зазоры изменяются. В клапанном механизме важную роль имеет тепловой зазор клапанов. Для нормальной работы двигателя, важно соблюдать время открытия, закрытия клапанов и сохранить герметичность в закрытом состоянии.

Когда двигатель еще не прогрет между торцом клапана и коромыслом, или толкателем и распределительным валом должен быть определенный заводом зазор. Рассчитан он исходя из температурного расширения металла, то есть когда двигатель прогрет до рабочей температуры многие детали газораспределительного механизма нагреваются и по закону физики имеют свойство расширяться, удлиняться, увеличиваться в размере. Разные металлы имеют разное тепловое расширение, разная длинна и форма деталей, поэтому на разных двигателях будет различаться рекомендуемые тепловые зазоры.

Тепловой зазор впускных и выпускных клапанов отличается по причине разной температурной загруженности и отличающихся свойств металлов, из которых изготовлены клапаны.

Если зазоры выставлены правильно, после прогрева они уменьшаются до минимальных значений обеспечивая своевременное регулирование фаз газораспределения и продолжительный срок службы деталей. Пока двигатель холодный можно заметить повышенный шум, не следует прогревать двигатель на больших оборотах, чтобы избежать ударных нагрузок на торец клапана.

В процессе работы, клапаны и седла постепенно расклепываются, увеличивается глубина посадки клапана в седле, это приводит к уменьшению теплового зазора. Более подробно о седле клапана на сайте есть статья. Изнашиваются кулачки распределительного вала, коромысла, плоскость толкателей и торцы клапанов, что приводит к увеличению зазора. Мощность двигателя падает из-за нарушения фаз газораспределения, увеличивается износ многих сопутствующих деталей, в результате чего запускается цепная реакция, приходят в негодность целые детали, они в свою очередь влияют на следующие.

Если зазор больше рекомендуемого производителем, постоянная ударная нагрузка на клапаны уменьшает их срок службы, расклепывает, скалывает торец постепенно увеличивая зазор, повышается шумность. Уменьшается мощность из-за нарушения фаз газораспределения, так как ухудшается наполняемость цилиндров топливовоздушной смесью и эффективность сгорания.

Если тепловой зазор меньше, после прогрева, клапаны не герметично закрывают камеру сгорания, уменьшается компрессия, часть поступившей топливовоздушной смеси выбрасывается через щели между клапаном и седлом при такте сжатия. Во время рабочего хода раскалённые отработанные газы так же прорываются и приводят к прогару клапанов. Тарелки клапанов не касаются седел нарушается теплоотдача, отсюда следует нагрев клапана до температур при которых увеличивается износ (окисление, коррозия) вероятность заклинить в направляющей втулке или подвергнуть ее быстрому износу, обрыв тарелки, повышенная нагрузка на ремень ГРМ.

· Впускные клапаны в большей степени охлаждаются свежей поступающей топливовоздушной смесью и имеют лучшее охлаждение.

· Выпускные основную часть тепла передают на седло клапана. В случае зависания или зажатия (отсутствия теплового зазора) высокая температура разрушает клапан и направляющую втулку.

Определить необходимость регулировки в первую очередь следует по графику ТО и ТР установленного производителем, ознакомьтесь с примером ниже. Данную информацию можно получить из мануалов по конкретному автомобилю, двигателю.

Читайте так же:
Как регулировать редуктор гбо 2 поколения ловато

Операции технического обслуживания:
П = Проверка и исправление.
З = Замена.

Список работ

10 000 км

20 000 км

30 000 км

40 000 км

50 000 км

60 000 км

70 000 км

80 000 км

90 000 км

100 000 км

Проверка клапанного зазора

П

Проверка, регулировка, замена (при необходимости) приводных ремней

П

П

П

П

И так далее, ниже пойдет список основных работ

З

З

З

З

З

З

З

З

З

З

Так же потребуется регулировка при внеплановом ремонте двигателя или при любом удобном случае.

Следует проверить тепловой зазор при наблюдении некоторых характерных симптомов: снизилась мощность, посторонний шум (шелест, звон) низкая компрессия, увеличенный расход топлива, масла, прострелы в глушитель или впускной коллектор, по сигналу Check богатая бедная смесь, по состоянию свечей зажигания. Любая из перечисленных неисправностей как в единичном случае, так и несколько одновременно, может говорить о неисправной работе газораспределительного механизма, возможно и других узлов.

Самостоятельная регулировка теплового зазора клапанов.

Перед началом работы необходимо подготовиться, для этого следует разобраться с типом клапанного механизма, какие потребуются инструменты и приспособления, возможно запасные части.

Цель работы

Изучить технологию регулировки тепловых зазоров клапанов газораспределительного механизма и приобрести навыки по ее проведению.

Оснащение рабочего места

Двигатели ЗМЗ-53 и КамАЗ-740, набор щупов, пусковая рукоятка, отвертка, комплект ключей.

Общие сведения

Тепловой зазор обеспечивает герметичную посадку клапана на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя.

Для каждой модели двигателя установлена оптимальная величина теплового зазора в клапанных механизмах (таблица 1).

Таблица 1 Тепловые зазоры в клапанных механизмах

Впускной клапан

Выпускной клапан

ВАЗ-2101 — ВАЗ-2107, 412Э

0,35-0,4 – для выпускных клапанов 1 и 4 цилиндров; 0,4-0,45 – для остальных

ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

В процессе эксплуатации вследствие износа или нарушения регулировки величина теплового зазора может изменяться, отклоняясь от оптимальных значений. Как увеличение, так и уменьшение тепловых зазоров отрицательно сказывается на работе газораспределительного механизма и двигателя в целом. При слишком больших зазорах растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов. При очень малых зазорах не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности, клапаны перегреваются, что может привести к прогару фасок. Таким образом, регулировка тепловых зазоров клапанов устраняет преждевременный износ деталей газораспределительного механизма, позволяет восстановить фазы газораспределения, повысить наполнение цилиндров, их компрессию и в итоге мощность двигателя.

Читайте так же:
Регулировка топливной аппаратуры ямз 240

Зазоры проверяют и при необходимости регулируют периодически во время выполнения технического обслуживания. Тепловые зазоры в газораспределительном механизме регулируют на холодном (15 – 25 ͦС) двигателе при полностью закрытых впускных и выпускных клапанах. Зазор измеряют плоским щупом. Пластинки щупа, по толщине равные требуемому зазору, должны проходить в зазор при легком нажатии. Если зазор задан допускаемым пределом, щуп, толщина которого равна нижнему значению предела, должен входить в зазор легко, а равный верхнему значению предела – с легким усилием. Перед регулировкой клапанов необходимо проверить крепление головки блока и гаек крепления стоек коромысел.

Рисунок 1 – Механизм газораспределения двигателя КамАЗ-740:

а – устройство механизма: А – тепловой зазор; 1 – распределительный вал; 2 – толкатель;

3 – направляющая толкателя; 4 – штанга; 5 – прокладка крышки; 6 – коромысло; 7 – гайка;

8 – регулировочный винт; 9 – болт крепления крышки головки; 10 – сухарь; 11 – втулка тарелки;

12 – тарелка пружины; 13 и 14 — клапанные пружины; 15 – направляющая клапана; 16 – упорная

шайба; 17 – клапан; б – регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме.

Рисунок 2 – Механизм газораспределения двигателя ВАЗ-2101

а – устройство механизма: 1 – клапан; 2 – направляющая втулка клапана; 3 – уплотнительный

колпачок; 4 и 5 – клапанные пружины; 6 – сухарь; 7 – тарелка пружины; 8 – шпилечная пружина

рычага; 9 – рычаг; 10 – корпус распределительного вала; 11 – кулачок; 12 – крышка клапанного

механизма; 13 – сферическая опора рычага; 14 – регулировочный болт; 15 – контргайка

регулировочного болта; 16 – стальная втулка; 17 – нижняя опорная шайба; 18 – стопорное кольцо;

б – последовательность регулировки тепловых зазоров клапанов: А и Б – метки, при совмещении

которых поршень в четвертом цилиндре достигает в.м.т. в такте сжатия; В – регулировочный болт;

Механизмы регулировки тепловых зазоров клапанов

Опубликовано 22.03.2015

Регулировка зазоров клапанов

Тепловой зазор клапана обеспечивает его герметичную посадку на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя. Для каждой модели двигателя установлена ​​оптимальная величина теплового зазора в клапанных механизмах.

Читайте так же:
Редуктор давления воды itap как отрегулировать

В процессе эксплуатации вследствие износа или нарушения регулировки, величина теплового зазора может измениться, отклониться от оптимальных размеров. Как увеличение, так и уменьшение теплового зазора негативно влияет на работу ГРМ и двигателя в целом.

При очень большом тепловом зазоре, растут ударные нагрузки, а также увеличивается износ деталей привода клапанов. Нарушается фаза газораспределения (момент начала и конца открытия и закрытия клапана), что приводит к потере мощности и экономичности двигателя.

Маленькие тепловые зазоры не обеспечивают герметичность камеры сгорания, отчего двигатель теряет компрессию, не развивает полную мощность, перегреваются клапана, что приводит к прогоранию клапанов.

Зазоры проверяют и при необходимости регулируют в период ТО. Регулировка зазоров клапанов в ГРМ производится на холодном двигателе — 15-25 градусов по Цельсию. Зазор регулируют при помощи пластинчатого щупа, толщина которого должна соответствовать требуемому зазора в клапанах, регулируемого двигателя автомобиля. Пластинка щупа, толщина которой равна необходимом зазору, должна проходить в зазор при легком нажатии.

Последовательность выполнения работ при регулировке теплового зазора клапанов.

Снять крышки клапанного механизма. Поршень первого цилиндра устанавливаем в ВМТ в такте сжатия, для этого необходимо, чтобы метка на шкиве совпала с меткой на крышке распределительных шестерен. Такт сжатия можно определить таким способом: выкрутите свечу зажигания и вставьте в отверстие для свечи бумажную пробку. Вращайте коленчатый вал пусковой рукояткой до выталкивания бумажной пробки.

Проверить пластинчатым щупом величину теплового зазора в клапанах между стержнем клапана и носком коромысла.
Если величина зазора не соответствует допустимой, то необходимо отрегулировать. Для этого необходимо ослабить контргайку регулировочного винта, если зазор мал, выкрутить винт, если большой вкрутить для свободного прохождения щупа необходимой толщины. Придерживая винт затянуть контргайку. Щуп, который соответствует нижнему значению, должен проходить свободно с небольшим усилием.

Проворачивая коленчатый вал на угол 720/и, где «и» -количество цилиндров, отрегулировать клапаны в других цилиндрах в порядке работы двигателя.

Установите на место крышку клапанов.

Запустите двигатель, прогрейте его до 80-90 градусов по Цельсию и прослушайте его работу. Если регулировка теплового зазора клапанов произведена правильно, стука в клапанах не должно быть.

Регулировка зазоров в приводе

Во время эксплуатации автомобиля, нагрева механических частей мотора происходит расширение деталей, изготовленных из металла. Для компенсации данного явления предусмотрено наличие тепловых зазоров между элементами и кулачками распределительного вала, или другими деталями в зависимости от типа силового агрегата.

Читайте так же:
Регулировка натяжения спиц велосипедного колеса

Средняя периодичность проверки и регулировки — 30 тысяч километров. Внеплановое проведение операции необходимо при появлении признаков неисправности мотора, после ремонта механизма, снятия головки блока цилиндра.

Величина теплового зазора различная, колеблется в пределах от 0,10 до 0,60 мм. На нее влияют особенности конструкции газораспределительного механизма.

Когда и зачем обращаться за помощью

Регулировка зазоров клапанов является необходимостью при появлении отчетливого металлического стука, слышного:

  • при работе мотора на холостом ходу;
  • при закрытом капоте;
  • с водительского места.

Превышение параметра препятствует полному открыванию клапана, уменьшение — полному закрыванию.

Увеличенный зазор не приведет к аварийной поломке силового агрегата, но станет причиной:

  • ускоренного износа запчастей клапанного привода;
  • ухудшения наполнения цилиндров топливной смесью, в результате чего снизится мощность двигателя.

Полное отсутствие зазоров в приводе клапанов становится причиной уменьшения компрессии в цилиндрах. Результат — неровная работа силового агрегата и возможное обгорание тарелок и седел элементов из-за ненадлежащего охлаждения.

Регулировка зазоров в приводе клапанов

Что следует знать о регулировке

Согласно убеждению некоторых водителей, регулировка зазоров в приводе клапанов — несложная операция, которую можно выполнить самостоятельно. Однако существует немало нюансов:

  • Измерение и установка зазоров в приводе клапанов осуществляются на холодном двигателе. Таковым он считается, если температура охлаждающей жидкости понизилась до 35 градусов, что возможно спустя 4 часа после прекращения работы мотора при температуре окружающей среды около 20ºС. Учитывайте это, отдавая автомобиль на диагностику. Мастер не приступит к работе, пока машина не остынет.
  • Операция осуществляется при закрытых клапанах. При этом следует знать, как их в это положение установить.
  • Для измерения используется специальный щуп. Необходим инструмент, толщина которого соответствует техническим требованиям производителя конкретного авто.
  • После замены элементов во время регулировки устанавливаются меньший зазор.
  • В некоторых двигателях регулировка не нужна за счет особенностей конструкции узла и применения гидрокомпенсаторов. Корректная работа мотора в этом случае обеспечивается своевременной заменой масла.

Следует знать и о наличии немалого количества технических нюансов процедуры. Отсутствие опыта негативно скажется на рабочем состоянии двигателя, а исправить ситуацию поможет только капитальный ремонт.

Доверьте ремонт специалистам

Обратившись в автосервис MT-AVTO, вы избавите себя от лишних хлопот. Вам будут оказаны качественные услуги с последующей гарантией. На обслуживание принимаются автомобили всех марок. Производственно-техническое оснащение и опыт наших специалистов позволяют осуществлять регулировку приводов клапанов различного типа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector