Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства

Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства

руководствуясь принципами Конвенции о Международной гражданской авиации (ИКАО) и признавая значение гражданской авиации как одного из важных факторов объединения и сотрудничества народов всех государств;

обеспечивая полное уважение прав Договаривающихся государств, а также справедливые для каждого государства возможности развития международных воздушных сообщений;

стремясь обеспечить в максимально возможной степени удовлетворение потребностей в безопасной, регулярной и упорядоченной работе гражданской авиации;

понимая, что безопасность людей, пользующихся услугами гражданской авиации, может быть обеспечена только при соблюдении единообразных правил организации, выполнения и обеспечения полетов и использования воздушного пространства;

принимая во внимание необходимость осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельностей, создаваемых в государствах конкурентоспособными рыночными структурами с различными формами собственности;

учитывая накопленный мировой опыт развития авиации, заключили настоящее Соглашение.

СТАТЬЯ 1. Договаривающиеся государства признают, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей сухопутной и водной территорией.

Воздушное пространство Договаривающихся государств, а также районов открытого воздушного пространства, где, согласно международным договорам, обслуживание воздушного движения возложено на бывший Союз ССР, в целях организации, выполнения полетов и управления воздушным движением воздушных судов, рассматривается как Единое воздушное пространство.

СТАТЬЯ 2. Каждое Договаривающееся государство самостоятельно регулирует в тех формах, которые им приняты, производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность гражданской авиации и другие виды применения авиации на своей территории.

СТАТЬЯ 3. Договаривающиеся государства признают необходимость соблюдения заключенных ранее международных договоров в области гражданской авиации, если они не противоречат законодательству Договаривающихся государств, а также выполнения обязательств, связанных с членством и участием в международных организациях в указанной области.

СТАТЬЯ 4. Договаривающиеся государства признают необходимым сохранение с учетом настоящего Соглашения действия Воздушного Кодекса, норм, правил и других нормативных актов в области авиации и использования воздушного пространства, а также сертификационных, регистрационных и удостоверяющих документов до того момента, когда будут приняты в установленном порядке новые акты межгосударственного и воздушного законодательства Договаривающихся государств.

СТАТЬЯ 5. Принимая во внимание, что русский язык является одним из рабочих языков Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Договаривающиеся государства принимают его в качестве официального языка, который применяется при осуществлении деятельности в рамках данного Соглашения.

СТАТЬЯ 6. Отношения Договаривающихся государств в области гражданской авиации и использования воздушного пространства с государствами, не являющимися участниками настоящего Соглашения, основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Сферы применения Соглашения

СТАТЬЯ 7. Настоящим Соглашением устанавливаются следующие сферы совместного ведения и регулирования в пределах части функций, согласованных Договаривающимися государствами, и не противоречащих законодательству государств-участников Соглашения:

а) разработка правил и организация использования воздушного пространства, контроль за их соблюдением. Организация единого управления воздушным движением;

б) разработка межгосударственных нормативных актов и стандартов с учетом требований Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по безопасности полетов, включая нормы летной годности воздушных судов, нормы годности аэродромов, требования к эксплуатантам, правил сертификации, стандарты и правила полетов, поиска и спасания, расследования авиационных происшествий и контроль за их соблюдением;

в) сертификация авиационных перевозчиков для международных полетов, воздушных судов, международных воздушных трасс, аэродромов, систем управления воздушным движением, навигации и связи, летного и диспетчерского состава, а также предприятий, производящих авиационную технику;

г) разработка требований к уровню профессиональной подготовки и координация системы обучения авиационных специалистов;

д) расследование (участие в расследовании) авиационных происшествий;

е) организация разработки и осуществления межгосударственных научных программ и проектов научно-технического развития гражданской авиации, единой системы управления воздушным движением, обеспечения безопасности полетов. Организация экспертизы и консультативных услуг;

ж) разработка и координация согласованной политики в области международных воздушных сообщений. Участие в работе международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других международных организаций. Организация выполнения ранее принятых международных обязательств;

з) развитие единых систем аэронавигации, связи, аэронавигационной информации, регулирования потоков воздушного движения;

и) координация межгосударственного расписания воздушного движения, координация общей политики в области авиационных тарифов и аэронавигационных сборов;

к) разработка мер и координация работы по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации с учетом международных и национальных норм, правил и процедур.

СТАТЬЯ 8. Договаривающиеся государства образовывают:

Совет по авиации и использованию воздушного пространства из полномочных представителей Договаривающихся государств (включая представителей Министерств обороны или Комитетов обороны), а также представителя Главнокомандующего вооруженными силами Содружества Независимых Государств. Совет осуществляет свою деятельность на принципах консенсуса.

Межгосударственный авиационный комитет, как постоянно действующий исполнительный орган, уполномоченный осуществлять практическую реализацию настоящего Соглашения, обеспечивать работу Совета и выполнение его решений. Договаривающиеся государства участвуют в работе Комитета через своих полномочных представителей.

СТАТЬЯ 9. Межгосударственный авиационный комитет является правопреемником Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, Комиссии по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов, Министерства гражданской авиации (в части согласованных Договаривающимися государствами функций), а также обязательств по международным соглашениям в сфере международных воздушных сообщений и участию в Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

СТАТЬЯ 10. Межгосударственный авиационный комитет пользуется на территории каждого Договаривающегося государства в соответствии с его национальным законодательством такой правоспособностью и правосубъектностью, которые необходимы для выполнения его функций в рамках настоящего Соглашения.

СТАТЬЯ 11. Межгосударственный авиационный комитет может иметь в своем ведении по согласованию с Договаривающимися государствами научно-исследовательские организации, а также временные научно-исследовательские коллективы, экспертные и консультативные органы.

СТАТЬЯ 12. Межгосударственный авиационный комитет имеет в своем ведении по согласованию с Договаривающимися государствами, органы управления воздушным движением, аэронавигационной информации, сертификации, инспектирования.

Читайте так же:
Печка не регулирует обороты

СТАТЬЯ 13. Финансирование Межгосударственного авиационного комитета и его органов, а также программ (проектов) осуществляется за счет отчислений авиационных предприятий и/или бюджетов (взносов) Договаривающихся государств, а также отчислений от сборов за аэронавигационное обслуживание полетов и сборов, получаемых от деятельности по сертификации, и других доходов.

Доля отчислений (взносов) каждого государства определяется пропорционально общему объему авиационных перевозок государств-участников настоящего Соглашения.

Порядок финансирования определяется Договаривающимися государствами.

СТАТЬЯ 14. Договаривающиеся государства признают существующие льготы работников гражданской авиации для работников Межгосударственного авиационного комитета и его органов и их действие на территориях всех Государств-участников настоящего Соглашения.

СТАТЬЯ 15. Споры и разногласия между двумя или более Договаривающимися государствами, которые не могут быть урегулированы путем переговоров между ними, по просьбе любого государства, вовлеченного в эти споры и разногласия, разрешаются Советом по авиации и использованию воздушного пространства, а при недостижении согласованного решения указанным Советом, споры и разногласия передаются на рассмотрение Глав правительств Договаривающихся государств.

СТАТЬЯ 16. Договаривающиеся государства могут устанавливать правовую и экономическую ответственность за невыполнение ими настоящего Соглашения.

СТАТЬЯ 17. Действие настоящего Соглашения распространяется на территорию заключивших его государств, а также на районы открытого воздушного пространства, где согласно международным договорам СССР обслуживание воздушного движения возложено на бывший Союз ССР.

СТАТЬЯ 18. Соглашение открыто для присоединения к нему любого государства, признающего настоящее Соглашение. Принятие новых членов Соглашения осуществляется с согласия всех его членов. По решению Совета по авиации и использованию воздушного пространства отдельным государствам может быть предоставлен статус ассоциированных членов или наблюдателей. Любое Договаривающееся государство имеет право выйти из числа участников настоящего Соглашения, уведомив об этом Совет по авиации и использованию воздушного пространства за 12 месяцев до выхода.

СТАТЬЯ 19. Поправки и дополнения к настоящему Соглашению должны быть одобрены всеми государствами-участниками Соглашения.

СТАТЬЯ 20. Договаривающиеся государства имеют право заключать двусторонние и многосторонние соглашения, не противоречащие настоящему Соглашению, и информируют Межгосударственный авиационный комитет.

СТАТЬЯ 21. Договаривающиеся государства соглашаются, что штаб-квартира Межгосударственного авиационного комитета находится в городе Москве. Местопребывание других органов, подведомственных этому Комитету, определяется по согласованию с договаривающимися государствами.

СТАТЬЯ 22. Вопрос об урегулировании прав собственности имущества, находящегося в ведении упраздняемого Министерства гражданской авиации, решается в рамках отдельного Соглашения Договаривающихся государств.

СТАТЬЯ 23. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания не менее чем тремя уполномоченными представителями Договаривающихся государств.

Текст сдается на хранение Правительству Российской Федерации, а заверенные копии направляются Правительствам всех государств, подписавших Соглашение.

Международное воздушное право

1. Понятие, история развития и принципы международного воздушного права.

МВП – одна из отраслей современного МП. Контроль возд. пространства ниже, чем по земле.

Определение зависело от представлений о деятельности в ВПр.

Изначально – УВД — «авиационное» или «аэронавтическое» право.

Предмет МВП правоотношения, возникающие в связи с использованием ВПр.

Сфера действия МВП — нижний предел космического пространства условно находится на высоте 100-110 км. над уровнем моря, где расположены самые низкие искусственные спутники Земли.

МВП – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовое положение воздушного пространства, регулирующих отношения субъектов международного права в сфере использования воздушного пространства, управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов.

История развития.

Рекомендуемые файлы

1. 1783 –1903 5.06.1783(братья Монгольфье на площади города Анноне (Франция) запустили свой первый свободный аэростат, наполненный горячим воздухом. В 1784 году полеты на воздушных шарах — спорт. — первые попытки регулирования НП. (1784 — Париж — декрет, запрещавший запуск воздушных шаров без разрешения полиции, 1819 г. префектурой Сены было запрещено использование воздушных шаров, наполненных горячим воздухом). НО часто вопросы, связанные с пересечением воздушными судами и находящимися на их борту людьми, государственных границ.

1874 Брюссельская декларация о правовом статусе воздухоплавателей. 1880 Институт МП включил вопросы авиации в программу своей работы. 1889 г. в Париже состоялся первый аэронавтичекий конгресс

1891 г. – первый труд по воздушному праву.

2. с 1903 (первый полностью контролируемый полет на аппарате тяжелее воздуха) по 1919 гг. (принятие первого многостороннего международного соглашения по вопросам деятельности гражданской авиации).

быстрое развитие средств аэронавигации. в 1919 г. ряд частных компаний начали совершать регулярные рейсы между Парижем и Лондоном, Парижем и Брюсселем, пересечена Атлантика.

1910 конференция – проблема суверенитета государств над воздушным пространством над их территорией.

1919 г. проект Международной конвенции об аэронавигации (28 государств). предусматривалось учреждение постоянно действующей Международной комиссии по аэронавигации (СИНА)

3. (1919-1944 гг.) регионализация воздушных сообщений.

1926 Иберо-американская конвенция об аэронавигации

1928 по инициативе США, проводивших политику изоляционизма — Панамериканская конвенция о коммерческой авиации

Буэнос-Айресская конвенция 1935 г., Бухарестская конвенция 1936 г., Земанское соглашение 1937 г.

4. С 1944 г. 1944 конференция по урегулированию вопросов, связанных с функционированием гражданской авиации.

приняты 6 документов: Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, Временное соглашение о международной гражданской авиации, , Соглашение о международных транзитных воздушных сообщениях; проекты 12 Приложений к Чикагской конвенции, впоследствии официально принятые Советом ИКАО; Типовая форма двустороннего соглашения об обмене авиамаршрутами.

Принципы международного воздушного права.

общие принципы МП + специальные: принцип исключительного и полного суверенитета государств в воздушном пространстве над их сухопутной и водной территорией, принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

2. Источники международного воздушного права.

Многосторонние и двусторонние соглашения + акты ИКАО. Использование суверенного воздушного пространства – НП с учетом принятых ими на себя международных обязательств.

Читайте так же:
Как часто регулировать клапана на солярисе

Многосторонние соглашения:

организация воздушного пространства и управление воздушным движением

Парижская конвенции по аэронавигации 1919 г.

Чикагская конвенция 1944 г. + 15 протоколов к ней (в силу вступили 13)

«соглашения о свободах воздуха»: Соглашение о воздушном транспорте («соглашение о пяти свободах воздуха») и Соглашение о международных транзитных воздушных сообщениях («соглашение о двух свободах воздуха»).

регулирование воздушных перевозок:

1) Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.,

2) Протокол к Варшавской конвенции от 28 сентября 1955 г. (1.8.1963, 136 участников),

3) Конвенция, касающаяся выполнения перевозки лицом, иным чем договорной перевозчик от 18 сентября 1961 г.,

4) Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г.

5) Монреальский протокол к Римской конвенции 1978

борьба с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации:

1) Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна от 14.09.1963.

2) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970.

3) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23.09.1971.

4) Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, от 24.02.1988.

5) Конвенция о маркировке пластиковой взрывчатки для ее обнаружения 1991 г.

6) Договор по открытому небу 1992 г.

Регламенты и иные акты ИКАО. роль мягкого права –актов ИКАО, — регулируют технические аспекты эксплуатации воздушного пространства.

Стандарты и рекомендуемая практика ИКАО (SARPs) — в виде приложений к ЧК. – 18 – принимаются большинством голосов. Статус – единое мнение отсутствует:

рекомендательный характер, за исключением обязательных правил полетов в международном воздушном пространстве, требований, предъявляемых к бортовым журналам, признанию свидетельств экипажей и летной годности к полетам

sui generis – Ст. 38 ЧК — возможность отклонения от стандартов и процедур, рекомендуемых ИКАО, в случае, если государство сочтет это практически затруднительным, посредством уведомления Совета ИКАО в течении 60 дней после принятия стандарта или поправки к нему. На практике – государства стараются.

3. Правовое регулирование международных полетов в суверенном воздушном пространстве.

Полет (техн.) — сам период полета. для целей Токийской конвенции 1963 г. — «с момента включения двигателей в целях взлета до момента окончания пробега при посадке» (ст. 1(3)), ст. 2(а) Монреальской конвенции 1971 г. – «с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки…». — основополагающий при решении вопроса о применимом праве, при определении юрисдикции государств в отношении воздушных судов, грузов, пассажиров и багажа, находящихся на борту, а также лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации.

Регулирование воздушных перемещений в пределах территории государств.

регулярные воздушные сообщения осуществляются на основании выдаваемых государствами разрешений (ЧК). Уполномоченные авиапредприятия назначаются в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении.

Статья 5 ЧК – 1) возможность осуществления нерегулярных полетов на территорию государств, 2) транзитных беспересадочных полетов через его территорию, а также 3) возможность совершения посадок с некоммерческими целями без получения предварительного разрешения. На практике не применяется. Могут заключаться дву- или многосторонних соглашения, устанавливающие порядок нерегулярных полетов. Пересечение границы: по специально выделенным воздушным коридорам с соблюдением правил

Регулирование коммерческой деятельности воздушно-транспортных предприятий, действующих на территории государства.

Понятие международных воздушных перевозок раскрывается через т.н. «свободы воздуха»:

1) право на транзитный полет без посадки на территории государства;

2) право на транзитный полет с посадкой на территории государства в некоммерческих целях (для дозаправки или ремонта);

3) право выгрузки пассажиров, грузов и багажа, взятых на борт в государстве регистрации (эксплуатанта) воздушного судна;

4) право загрузки пассажиров, грузов, багажа, которые направляются в государство регистрации (эксплуатанта) воздушного судна;

5) право загрузки / выгрузки пассажиров, грузов, багажа, взятых на борт в / направляющихся в любое третье государство.

Обычно правовой режим международных воздушных перевозок регулируется в двустороннем порядке.

В пределах своей территории государство обладает административной, гражданской, уголовной и иной юрисдикцией по отношению к воздушным судам, их экипажу и находящимся на этих судах пассажирам, грузам и почте. ВС обязаны выполнять все требования законодательства г-ва.

За нарушение правил использования ВПр – уголовная или административная ответственность командира и экипажа судна, а также ответственность государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна.

применяют силу против гражданских воздушных судов, нарушивших их воздушный суверенитет. Ст. 3bis ЧК (1984) обязательство воздерживаться от применения силы против гражданских судов в полете: право потребовать посадки данного судна в любом указанном ею аэропорту. Перехват — крайняя мера.

4. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

Принцип свободы полетов в воздушном пространстве вне государственных границ. Статус воздушного пространства над открытом морем вытекает из принципа свободы полетов в этой части воздушного пространства (ст. 87(1b) Конвенции по морскому праву 1982 г.), которая включает: право полетов гражданских и военных воздушных судов, право государств осуществлять юрисдикцию в отношении своих воздушных судов и их экипажей, право пользоваться аэронавигационными средствами для контроля и управления полетами воздушных судов в целях обеспечения безопасности полета, право вести наблюдения с воздушных судов за обстановкой на море в интересах военных, научно-исследовательских, промысловых и др. судов, право преследования по горячим следам, право привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством, работорговлей и иными преступлениями.

Деятельность регулируется МП. Запрещается совершать действия, представляющие опасность для других стран (приближаться к границам страны без соответствующего предупреждения), установок и сооружений в открытом море, находящихся на них лиц и имущества, воздушных и морских судов иностранных государств.

Читайте так же:
Через сколько регулировать клапана солано

Национальность ВС – имеют национальность государства регистрации и могут быть зарегистрированы только в одном государстве. В МВПр – юрисдикция государства регистрации.

5. Обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

Незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации. направления: подавление актов незаконного вмешательства и привлечение к ответственности совершивших их лиц.

Люди также интересуются этой лекцией: 2 Оформление лабораторных работ.

Токийская конвенциязакрепление полномочий командира воздушного судна по обеспечению безопасности судна в полете (командир имеет право привлекать других членов экипажа и разрешать помощь пассажиров для обеспечения безопасности воздушного судна, лиц или имущества на нем, поддержания должного порядка и дисциплины на борту, высадки или передачи нарушителя компетентным властям (ст. 6)). Данная Конвенция не рассматривает действия, угрожающие безопасности воздушного судна, находящимся на его борту лицам или имуществу, в качестве преступлений сами по себе. НО закрепляет права нескольких государств на осуществление юрисдикции в отношении преступлений, совершенных в ходе незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации à конкурирующая юрисдикция

Гаагская конвенция 1970 г. – захват ВС путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы запугивания, либо попытку такого захвата, равно как соучастие в совершении вышеуказанных действий — преступление (ст. 1) и на государства — обязательство применять в отношении такого преступления суровые меры наказания (ст. 2).

В Конвенции регулируется проблема подсудности в отношении совершенного преступления, вопросы сотрудничества по обеспечению возможности продолжения полета, возврату воздушного судна и обмену информацией. Предусматривается возможность использования Гаагской конвенции в качестве основания для выдачи при отсутствии специального договора (ст. 8).

Монреальская конвенция 1971 г. рассматривает как преступление 1) акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; 2) разрушение или повреждение судна, находящегося в эксплуатации, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; 3) помещение или совершение действий, приводящих к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации устройств или веществ, способных повредить воздушное судно; 4) разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию, если это может угрожать безопасности воздушного судна; 5) сообщение заведомо ложных сведений, что создает угрозу безопасности судна в полете (ст. 1). применяется к воздушному судну в полете и в эксплуатации, т.е. «с начала предполетной подготовки воздушного судна наземным персоналом или экипажем для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки» (ст. 2). Монреальский протокол 1988 г. признает неправомерными акты, направленные против безопасности в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию.

Приложение 17 к ЧК — вопросы национальной организации борьбы с незаконными актами вмешательства, порядок эксплуатации аэропортов и воздушных судов; закрепляет подлежащие применению превентивные меры безопасности (касающиеся воздушных судов, пассажиров, багажа и др.); содержит руководство по ответным действиям в связи с актами незаконного вмешательства.

Международное воздушное право

Международное воздушное право — часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим. Считается общепризнанным, что международное воздушное право регулирует аэронавигационные аспекты использования воздушного пространства и не распространяется на природоохранительные отношения, использование солнечной энергии, воздействие на атмосферные процессы и т. п. Использование военной авиации также остается за рамками международного воздушного права.

Основным источником в области международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 г. Также: Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 г; Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г; Монреальский протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 г Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно 1948 г; Соглашение о транзите 1944 г; Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. регламенты ИКАО

Основные принципы международного воздушного права

Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством. Основное содержание принципа суверенитета над воздушным пространством состоит в том, что государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства. Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком (разрешение в форме договора о воздушных сообщениях или разовое разрешение на полет, выдаваемое компетентным государственным органом).

Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве. К открытому или международному воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. Все воздушные суда во время своего пребывания в международном воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако свобода полетов в международном воздушном пространстве не означает, что государства и их воздушные суда свободны от соблюдения определенных правил и требований, закрепленных в международных соглашениях или в регламентах ИКАО.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. В соответствии с этим принципом государства обязаны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Читайте так же:
Подготовка автомобиля к регулировкам углов установки колес

Правовое регулирование международных воздушных сообщений (наизусть знать)

Понятие международных воздушных сообщений (перевозок) обычно раскрывается через следующие коммерческие права (или «свободы воздуха»): 1. Право на транзитный полет без посадки на территории государства, предоставляющего это право. 2. Право транзитного полета с посадкой, но не в коммерческих целях, то есть без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов и почты (в основном для заправки топливом). 3. Право привозить в иностранное государство пассажиров, грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (национальности) воздушного судна. 4. Право увозить из иностранного государства пассажиров, грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна. 5. Право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.

Кроме этих основных «свобод воздуха» существуют также 6. Право осуществлять перевозку между третьими странами через свою территорию. 7. Право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

Полеты на государственной территории

Исходя из принципа суверенитета, государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов воздушных судов и других летательных аппаратов. Согласно ст. 6 Чикагской конвенции, «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции». Полеты могут осуществляться с различными целями: для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, в целях научных исследований, поиска и спасания, разведки природных ресурсов, производства сельскохозяйственных работ и т. д. Однако основная цель полетов — перевозки. Особой формой применения разрешительного порядка в данном вопросе является соответствующий международный договор. Влет на иностранную территорию без разрешения является правонарушением и, за исключением случаев действия «непреодолимой силы», влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (командира воздушного судна), а также международную ответственность государства регистрации судна. Любые полеты должны производиться с соблюдением законов и правил, действующих на территории конкретного государства Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) с использованием тех аэропортов, которые устанавливаются самими государствами. За исключением разрешенного транзитного пролета, каждое воздушное судно должно, если это требуется в соответствии с правилами конкретного государства, совершать посадку в назначенном аэропорту с целью прохождения таможенного и иного контроля

Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами

Над открытым морем действует принцип свободы полетов, являющийся реализацией принципа свободы открытого моря, который закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако эта «свобода» не является безграничной. Воздушные суда при полетах над открытым морем обязаны соблюдать ряд требований международного права. Прежде всего воздушное судно, как и при полетах над государственной территорией, должно иметь национальные и регистрационные знаки. Им должен управлять экипаж, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Воздушное судно не должно совершать преднамеренных маневров и действий, угрожающих безопасности морских и воздушных судов, установок и сооружений в открытом море, а также находящимся на них лицам и имуществу, загрязнять открытое море.

Правовой статус воздушного судна. Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр. От указанного принципа следует отличать гражданско-правовые вопросы собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Во многих странах гражданское воздушное судно является объектом гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, входить в состав наследственного имущества и т. п. В межд. воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К последним, согласно Чикагской конвенции, относятся воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.

Правовой статус экипажа. Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями владельца судна, который отвечает за их действия. Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы в пределах определенного периода времени. В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира содержатся в Токийской конвенции 1963 г., Чикагской конвенции. В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, прибегают к услугам иностранного авиационного персонала.

Ответственность в международном воздушном праве: Ответственность государств. Государства несут политическую ответственность за нарушения принципов и норм международного воздушного права. Она может выражаться, в частности, в форме приостановления права голосования в Ассамблее ИКАО. Государства несут международную ответственность за нарушение суверенитета иностранных государств на воздушное пространство.

Ответственность авиаперевозчика. Авиаперевозчик (авиапредприятие) несет гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный пассажиру или владельцу груза. Международные воздушные сообщения требуют единообразного подхода к вопросам материальной ответственности авиаперевозчика в интересах пользователей воздушным транспортом, а также в целях избежания использования авиакомпаниями различных условий ответственности в конкурентной борьбе.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена на основании ч. II Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Уставными целями ИКАО, существующей с 1947 года, являются обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок

Читайте так же:
Описать технологию регулировки момента начала подачи топлива

Тема 18. Международное воздушное право

1. Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев С.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.

2. Верещатин А.Н. Международное воздушное право: Проблемы международно-правового регулирования воздушных сообщений. М., 1966.

3. Дежкин В.Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М., 1987.

4. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

5. Международное воздушное право. Под ред. А.П. Мовчана. Кн. 1 и 2. М., 1980-1981.

6. Международные транспортные организации. М., 1987.

1. Конвенция о международной гражданской авиации, от 7 декабря 1944 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 550 — 567.

2. Протокол, касающийся изменения Конвенции о международной гражданской авиации, от 10 мая 1984 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 568 — 570.

3. Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, от 14 сентября 1963 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV . М., 1990. С. 218 — 225.

4. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. // СДД СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

5. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90 — 95.

6. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г., от 24 февраля 1988 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 584 — 586.

7. Воздушный Кодекс РФ, от 19 марта 1997 г. // РГ. 1997. 26 марта.

Регулярные воздушные полеты, нерегулярные воздушные полеты, “свободы воздуха”.

1. Опишите предмет регулирования международного воздушного права?

2. Из каких правовых институтов состоит международное воздушное право?

3. Каковы основные направления сотрудничества государств в области использования воздушного пространства?

4. В чем особенности международного воздушного права по сравнению с другими отраслями международного права?

5. С какими отраслями международного права тесно взаимодействует международное воздушное право?

6. Дайте характеристику источников международного воздушного права.

7. Опишите отраслевые принципы международного воздушного права.

8. Какие универсальные международные договоры заключены в сфере международного воздушного права? Дайте им краткую характеристику.

9. Применяется ли в международном воздушном праве обычай?

10.Какова роль ООН и ее органов в формировании и реализации норм международного воздушного права?

11.Какова роль международных неправительственных организаций в формировании и реализации норм международного воздушного права?

12.Какие международные организации действуют в области международного воздушного права?

13.Каков механизм урегулирования споров в сфере международного воздушного права?

14.В чем особенности ответственности за совершение правонарушений в области международного воздушного права?

15.В чем специфика воздушного пространства по сравнению с космическим и морским пространствами?

16.Где проходит граница между воздушным и космическим пространствами?

17.В чем отличие регулярных и нерегулярных полетов?

18.Каким образом осуществляется регулирование полетов в международном воздушном пространстве?

19.Каким образом осуществляется регулирование полетов в национальном воздушном пространстве?

20. Перечислите основные коммерческие свободы воздуха.

21.Каковы основные направления сотрудничества государств в области борьбы с преступлениями против безопасности гражданской безопасности?

1. Являются ли регулярными следующие полеты:

а) Три самолета перевозят болельщиков футбольного матча между Россией и Белоруссией из Москвы в Минск.

б) Пять самолетов перевозят участников промышленной выставки из Москвы в Ганновер.

в) Самолет еженедельно в течение лета совершает полет из Москвы в Мехико и обратно с целью обслуживания туристических групп.

г) Самолет-малютка совершает рейсы в целях обслуживания состоятельных людей.

2. 17 сентября 1938 г. панамский самолет, вылетевший с панамского аэродрома, потерпел катастрофу в зоне канала. Панамский верховный суд в решении от 22 февраля 1939 г. признал за собой юрисдикцию в этом деле, считая, что случай произошел не на территории зоны канала (на ее суше или на ее водах), в которой власть осуществляется правительством США, а вне этой территории (в воздухе), то есть там, где Панамская республика осуществляет свои суверенные права[4].

В случае международно-правовой аренды определенной территории, распространяется ли юрисдикция государства-арендатора на воздушное пространство над этой территорией? Распространяется ли юрисдикция государства флага на воздушное пространство над территорией посольства?

3. В октябре 1985 г. 4 палестинских террориста, принадлежащие к одной из фракций Организации освобождения Палестины, захватили итальянский крейсерский пакетбот “Акиле Лауро”. Около 450 пассажиров и членов экипажа были взяты в качестве заложников. Хладнокровно убив американского пассажира еврейского происхождения, террористы сдались египетским властям, которые позволили им подняться на борт египетского самолета, отлетающего в Тунис, где находится штаб Организации освобождения Палестины. Однако, пролетая над международными водами Средиземного моря, этот лайнер был перехвачен американским военным самолетом и, по согласию с итальянским правительством, приземлился на итальянской территории. Итальянские власти задержали 4 террористов, которые впоследствии были осуждены.

Как Вы оцениваете действия Египта, США, Италии с точки зрения их соответствия международному праву? Какие правовые основания могут приводиться в оправдание действий США?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector