Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Применение микросхемы КР1182ПМ1. Плавный пуск электродвигателя

Применение микросхемы КР1182ПМ1. Плавный пуск электродвигателя

Плавный пуск электродвигателя Плавный пуск электродвигателя в последнее время применяется все чаще. Области его применения разнообразны и многочисленны. Это промышленность, электротранспорт, коммунальное и сельское хозяйство. Применение подобных устройств позволяет значительно снизить пусковые нагрузки на электродвигатель и исполнительные механизмы, тем самым, продлив срок их службы.

Пусковые токи

Пусковые токи достигают значений в 7…10 раз выше, чем в рабочем режиме. Это приводит к «просаживанию» напряжения в питающей сети, что отрицательно сказывается не только на работе остальных потребителей, но и самого двигателя. Время пуска затягивается, что может привести к перегреву обмоток и постепенному разрушению их изоляции. Это способствует преждевременному выходу электродвигателя из строя.

Устройства плавного пуска позволяют значительно снизить пусковые нагрузки на электродвигатель и электросеть, что особенно актуально в сельской местности либо при питании двигателя от автономной электростанции.

Перегрузки исполнительных механизмов

В момент запуска двигателя момент на его валу очень нестабилен и превышает номинальное значение более чем в пять раз. Поэтому пусковые нагрузки исполнительных механизмов также повышены по сравнению с работой в установившемся режиме и могут достигать до 500 процентов. Нестабильность момента при пуске приводит к ударным нагрузкам на зубья шестерен, срезанию шпонок и иногда даже к скручиванию валов.

Устройства плавного пуска электродвигателя значительно уменьшают пусковые нагрузки на механизм: плавно выбираются зазоры между зубьями шестерен, что препятствует их поломке. В ременных передачах также плавно натягиваются приводные ремни, что уменьшает износ механизмов.

Кроме плавного пуска на работе механизмов благотворно сказывается режим плавного торможения. Если двигатель приводит в движение насос, то плавное торможение позволяет избежать гидравлического удара при выключении агрегата.

Устройства плавного пуска промышленного изготовления

Устройства плавного пуска в настоящее время выпускается многими фирмами, например Siemens, Danfoss, Schneider Electric. Такие устройства обладают многими функциями, которые программируются пользователем. Это время разгона, время торможения, защита от перегрузок и множество других дополнительных функций.

При всех достоинствах фирменные устройства обладают одним недостатком, — достаточно высокой ценой. Вместе с тем можно создать подобное устройство самостоятельно. Стоимость его при этом получится небольшой.

Устройство плавного пуска на микросхеме КР1182ПМ1

В первой части статьи рассказывалось о специализированной микросхеме КР1182ПМ1, представляющей фазовый регулятор мощности. Были рассмотрены типовые схемы ее включения, устройства плавного запуска ламп накаливания и просто регуляторы мощности в нагрузке. На основе этой микросхемы возможно создание достаточно простого устройства плавного пуска трехфазного электродвигателя. Схема устройства показана на рисунке 1.

Схема устройства плавного пуска двигателя

Рисунок 1. Схема устройства плавного пуска двигателя.

Плавный пуск осуществляется при помощи постепенного увеличения напряжения на обмотках двигателя от нулевого значения до номинального. Это достигается за счет увеличения угла открывания тиристорных ключей за время, называемое временем запуска.

Описание схемы

В конструкции используется трехфазный электродвигатель 50 Гц, 380 В. Обмотки двигателя, соединенные «звездой», подключаются к выходным цепям, обозначенным на схеме как L1, L2, L3. Средняя точка «звезды» подключается к сетевой нейтрали (N).

Выходные ключи выполнены на тиристорах включенных встречно – параллельно. В конструкции применены импортные тиристоры типа 40TPS12. При небольшой стоимости они обладают достаточно большим током – до 35 А, а их обратное напряжение 1200 В. Кроме них в ключах присутствуют еще несколько элементов. Их назначение следующее: демпфирующие RC цепочки, включенные параллельно тиристорам, предотвращают ложные включения последних (на схеме это R8C11, R9C12, R10C13), а с помощью варисторов RU1…RU3 поглощаются коммутационные помехи, амплитуда которых превышает 500 В.

В качестве управляющих узлов для выходных ключей используются микросхемы DA1…DA3 типа КР1182ПМ1. Эти микросхемы достаточно подробно были рассмотрены в первой части статьи. Конденсаторы С5…С10 внутри микросхемы формируют пилообразное напряжение, которое синхронизировано сетевым. Сигналы управления тиристорами в микросхеме формируются путем сравнения пилообразного напряжения с напряжением между выводами микросхемы 3 и 6.

Для питания реле К1…К3 в устройстве имеется блок питания, который состоит всего из нескольких элементов. Это трансформатор Т1, выпрямительный мостик VD1, сглаживающий конденсатор С4. На выходе выпрямителя установлен интегральный стабилизатор DA4 типа 7812 обеспечивающий на выходе напряжение 12 В, и защиту от коротких замыканий и перегрузок на выходе.

Описание работы устройства плавного пуска электродвигателей

Сетевое напряжение на схему подается при замыкании силового выключателя Q1. Однако, двигатель еще не запускается. Это происходит потому, что обмотки реле К1…К3 пока обесточены, и их нормально-замкнутые контакты шунтируют выводы 3 и 6 микросхем DA1…DA3 через резисторы R1…R3. Это обстоятельство не дает заряжаться конденсаторам С1…С3, поэтому управляющие импульсы микросхемы не вырабатывают.

Пуск устройства в работу

При замыкании тумблера SA1 напряжение 12 В включает реле К1…К3. Их нормально-замкнутые контакты размыкаются, что обеспечивает возможность зарядки конденсаторов С1…С3 от внутренних генераторов тока. Вместе с увеличением напряжения на этих конденсаторах увеличивается и угол открывания тиристоров. Тем самым достигается плавное увеличение напряжения на обмотках двигателя. Когда конденсаторы зарядятся полностью, угол включения тиристоров достигнет максимальной величины, и частота вращения электродвигателя достигнет номинальной.

Отключение двигателя, плавное торможение

Для выключения двигателя следует разомкнуть выключатель SA1, Это приведет к отключению реле К1…К3. Их нормально – замкнутые контакты замкнутся, что приведет к разряду конденсаторов С1…С3 через резисторы R1…R3. Разряд конденсаторов будет длиться несколько секунд, за это же время произойдет останов двигателя.

При пуске двигателя в нулевом проводе могут протекать значительные токи. Это происходит оттого, что в процессе плавного разгона токи в обмотках двигателя несинусоидальные, но особо бояться этого не стоит: процесс пуска достаточно кратковременный. В установившемся же режиме этот ток будет много меньше (не более десяти процентов тока фазы в номинальном режиме), что обусловлено лишь технологическим разбросом параметров обмоток и «перекосом» фаз. От этих явлений избавиться уже невозможно.

Детали и конструкция

Для сборки устройства необходимы следующие детали:

Трансформатор мощностью не более 15 Вт, с напряжением выходной обмотки 15…17 В.

В качестве реле К1…К3 подойдут любые с напряжением катушки 12 В, имеющие нормально-замкнутый или переключающий контакт, например TRU-12VDC-SB-SL.

Конденсаторы С11…С13 типа К73-17 на рабочее напряжение не менее 600 В.

Устройство выполнено на печатной плате. Собранное устройство следует поместить в пластмассовый корпус подходящих размеров, на лицевой панели которого разместить выключатель SA1 и светодиоды HL1 и HL2.

Подключение двигателя

Подключение выключателя Q1 и двигателя выполняется проводами, сечение которых соответствует мощности последнего. Нулевой провод выполняется тем же проводом, что и фазные. При указанных на схеме номиналах деталей возможно подключение двигателей мощностью до четырех киловатт.

Если предполагается использовать двигатель мощностью не более полутора киловатт, а частота пусков не будет превышать 10…15 в час, то мощность, рассеиваемая на тиристорных ключах незначительна, поэтому радиаторы можно не ставить.

Если же предполагается использовать более мощный двигатель или запуски будут более частыми, потребуется установка тиристоров на радиаторы, изготовленные из алюминиевой полосы. Если же радиатор предполагается использовать общий, то тиристоры следует изолировать от него при помощи слюдяных прокладок. Для улучшения условий охлаждения можно воспользоваться теплопроводящей пастой КПТ – 8.

Проверка и наладка устройства

Перед включением, прежде всего, следует проверить монтаж на соответствие принципиальной схеме. Это основное правило, и отступать от него нельзя. Ведь пренебрежение этой проверкой может привести к куче обугленных деталей, и надолго отбить охоту делать «опыты с электричеством». Найденные ошибки следует устранить, ведь все же эта схема питается от сети, а с нею шутки плохи. И даже после указанной проверки подключать двигатель еще рано.

Сначала следует вместо двигателя подключить три одинаковых лампы накаливания, мощностью 60…100 Вт. При испытаниях следует добиться, чтобы лампы «разжигались» равномерно.

Неравномерность времени включения обусловлена разбросом емкостей конденсаторов С1…С3, которые имеют значительный допуск по емкости. Поэтому лучше перед установкой сразу подобрать их с помощью прибора, хотя бы с точностью процентов до десяти.

Время выключения обусловлено еще сопротивлением резисторов R1…R3. С их помощью можно выровнять время выключения. Эти настройки следует выполнять в том случае, если разброс времени включения – выключения в разных фазах превышает 30 процентов.

Двигатель можно подключать лишь после того, как вышеуказанные проверки прошли нормально, не сказать бы даже на отлично.

Что можно еще добавить в конструкцию

Выше уже было сказано, что такие устройства в настоящее время выпускаются разными фирмами. Конечно, все функции фирменных устройств в подобном самодельном повторить невозможно, но одну все-таки, скопировать, наверно, удастся.

Речь идет о так называемом шунтирующем контакторе. Назначение его следующее: после того, как двигатель достиг номинальных оборотов, контактор просто перемыкает тиристорные ключи своими контактами. Ток идет через них в обход тиристоров. Такую конструкцию часто называют байпасом (от английского bypass – обход). Для такого усовершенствования придется ввести дополнительные элементы в блок управления.

Любите умные гаджеты и DIY? Станьте специалистом в сфере Internet of Things и создайте сеть умных гаджетов!

Записывайтесь в онлайн-университет от GeekBrains:

Обучение Интернет вещей и современные встраиваемые системы

Изучить C, механизмы отладки и программирования микроконтроллеров;

Получить опыт работы с реальными проектами, в команде и самостоятельно;

Получить удостоверение и сертификат, подтверждающие полученные знания.

Starter box для первых экспериментов в подарок!

После прохождения курса в вашем портфолио будет: метостанция с функцией часов и встроенной игрой, распределенная сеть устройств, устройства регулирования температуры (ПИД-регулятор), устройство контроля влажности воздуха, система умного полива растений, устройство контроля протечки воды.

Вы получите диплом о профессиональной переподготовке и электронный сертификат, которые можно добавить в портфолио и показать работодателю.

3-амперный ШИМ-контроллер двигателя постоянного тока. Схема

Этот недорогой ШИМ-контроллер двигателя постоянного тока может управлять любым двигателем, рассчитанным на напряжение от 12 В до 30 В с током потребления максимум 3 А. Направление двигателя контролируется с помощью переключателя, а скорость двигателя — с помощью обычного потенциометра.

Схема контроллера построена на микросхемах LMD18200 и SG3525. Микросхема SG3525 — это чип управления широтно-импульсным модулятором, а LMD18200 — H-мост, позволяющий двигателю работать в обоих направлениях.

SG3525 обеспечивает регулировку частоты и рабочего цикла. Частота генератора определяется компонентами, подключенными к контактам 5 и 6. Потенциометр P2 служит для регулировки частоты в диапазоне от 1,16 кГц до 35 кГц. Хотя обычно рекомендуется поддерживать частоту не ниже 20 кГц, иначе двигатель будет издавать слышимый звук. Но в некоторых случаях это просто невозможно в зависимости от двигателя, который вы используете.

Потенциометр P1 определяет рабочий цикл, который можно регулировать от 10% до 100% для эффективного управления скоростью двигателя. Внутренние транзисторы работают особым образом, позволяющий получить 100% рабочий цикл.

Внутренние транзисторы драйвера заземлены контактами 11 и 14 для чередования циклов генератора. Контакт 16 микросхемы SG3525 — это клемма VREF, которая выдает 5 В. Резистор R1 подает напряжение питания на внутренний транзистор с открытым коллектором LMD18200.

Теперь о LMD18200. Переключатель S1 управляет выводом (контакт 3) определяющим направление вращения двигателя по часовой стрелке или наоборот. Резистор R4 подключен к контакту T термометра (контакт 9), который здесь не используется. Эта функция может быть востребована для предупреждения повышения температуры микросхемы свыше 145 градусов. При превышении температуры свыше 170 °C LMD18200 автоматически отключается.

Контакт 8 LMD18200 — это вход считывания тока. Резистор R6 соединяет этот вывод с землей. Вход тормоза (контакт 4) жестко заземлен. Конденсаторы C2 и C4 на выходе двигателя являются бутстрапными. Контакты LMD18200 2 и 10 — это выходы H-моста, управляющие двигателем постоянного тока.

В блоке источника питания конденсаторы с C5 по C9 служат для подавления шума на шинах питания контроллера и двигателя. Стабилизатор напряжения L7805ACV для питания логики принимает любое входное нестабилизированное напряжение от 7,5 В до 18 В, подаваемое на выводы K2.

Другой разъем питания, K3, предназначен для питания двигателя. Мощность источника питания, конечно, зависит от используемого двигателя. Если вы хотите использовать мощный двигатель, потребляющий более 1 А, возможно, стоит усилить медные дорожки идущие от K2 / K3 с помощью сплошного медного провода сечением 1,5 мм2.

Если вы хотите связать драйвер с источником питания 5 В, просто уберите потенциометр P1 и подайте напряжение 5 В на контакт 2 IC. На рисунке ниже показана печатная плата, разработанная для этого драйвера. Плата рассчитана на компактность при использовании только выводных компонентов, т.е. никаких SMD.

Сенсорный регулятор скорости вращения электродвигателя

Одно из неудобств при использовании сенсорных регуляторов скорости вращения для микродрели [1] — нестабильность параметров резистивного датчика-сенсора.

Если применить специализированные микросхемы серии ТТР22х, в регуляторе можно реализовать двух- или трёхступенчатую регулировку скорости вращения. Эти микросхемы предназначены для построения сенсорных датчиков (бесконтактных кнопок), с помощью которых можно формировать команды управления с логическими уровнями [2].

Принципиальная схема

Схема сенсорного ёмкостного регулятора показана на рис. 1. На микросхемах DA1 и DA2 собраны два ёмкостных датчика, каждый из которых управляет «своим» мощным полевым транзистором. Схема включения микросхем соответствует режиму «кнопка”. Напряжение питания микросхем стабилизировано параметрическим стабилизатором напряжения на элементах VD1, R1 и С1. Конденсатор С1 подавляет помехи по цепи питания.

Принципиальная схема сенсорного регулятора скорости вращения электродвигателя

Рис. 1. Принципиальная схема сенсорного регулятора скорости вращения электродвигателя.

Питание на электродвигатель М1 подаётся по двум цепям — напрямую через транзистор VТ1 и через гасящий резистор R2 и транзистор VТ2. Диод VD2 подавляет выбросы напряжения на электродвигателе.

Конденсатор С2 подавляет помехи по цепи питания, возникающие при работе электродвигателя. Чтобы исключить возможность подключения напряжения питания в неправильной полярности, установлен диодный мост VD3-VD6.

Регулятор работает следующим образом. После подачи питающего напряжения микросхемы DA1 и DA2 калибруются, и на их выходах Q появляется низкий логический уровень. В результате транзисторы закрыты и электродвигатель обесточен.

При приближении пальца к сенсорному элементу Е2 микросхема DA2 переключится, и на ее выходе появляется высокий уровень (5 В). В результате транзистор VТ2 открывается и на электродвигатель питающее напряжение поступает через токоограничивающий резистор R2. Скорость вращения его вала в этом случае существенно меньше максимальной.

При приближении к сенсорному элементу Е1 переключится микросхема DA1, откроется транзистор VТ 1, и на электродвигатель поступит всё питающее напряжение. При удалении пальца от сенсорных элементов всё происходит в обратном порядке. Если устройство питать от регулируемого блока питания, максимальную скорость вращения можно установить с помощью напряжения питания.

Детали и печатная плата

Все элементы размещены на двух круглых односторонних печатных платах. Их диаметр равен диаметру электродвигателя. На первой из них установлены транзисторы, диоды, конденсатор С2 и резистор R2.

Печатная плата для схемы сенсорного регулятора скорости вращения электродвигателя

Рис. 2. Печатная плата для схемы сенсорного регулятора скорости вращения электродвигателя.

Размещение деталей на печатной плате

Рис. 3. Размещение деталей на печатной плате.

Чертёж платы показан на рис. 2, размещение элементов — на рис. 3, а её внешний вид — на рис. 4.

Готовая плата регулятора

Рис. 4. Готовая плата регулятора.

Печатная плата стороны с сенсорами

Рис. 5. Печатная плата стороны с сенсорами.

На второй плате установлены микросхемы, элементы параметрического стабилизатора и сформированы печатные площадки сенсорных элементов Е1 и Е2. Её чертёж показан на рис. 5.

Рабочая сторона этих элементов — противоположная показанной на этом рисунке. Размещение элементов показано на рис. 6, а внешний вид — на рис. 7.

Расположение деталей на плате

Рис. 6. Расположение деталей на плате.

Применены элементы для поверхностного монтажа. Резисторы — типоразмера 1206, причем резистор R2 составлен из шести соединённых последовательно-параллельно резисторов мощностью 0,25 Вт и сопротивлением 22 Ом, но можно применить резисторы и другого типа.

Конденсатор С1 — типоразмера А или В, конденсатор С2 — типоразмера С или D. Транзисторы можно применить мощные с каналом п-типа, напряжением открывания 1. 2 В, и в корпусе ТО-252, например IPD1303LA.

Применен электродвигатель ДМП-30Н1-09 с номинальным напряжением 12 В. Практика показала, что при сверлении в платах небольших отверстий питать этот регулятор целесообразно пониженным напряжением 9. 10 В.

Можно использовать и электродвигатели серии ДМП с номинальным напряжением 27 В. В этом случае питать регулятор целесообразно напряжением 18. 20 В, сопротивление резистора R1 надо увеличить в три раза, а конденсатор С2 должен быть с номинальным напряжением 25 В.

Конструкцию регулятора поясняет рис. 8 Первая плата 8 приклеена к электродвигателю 1. В качестве корпуса регулятора применён полый диэлектрический цилиндр 2 длиной несколько сантиметров с внутренним диаметром, равным диаметру электродвигателя.

Цилиндр должен надеваться на электродвигатель с небольшим трением. Изготовить такой цилиндр можно самостоятельно, склеив его клеем ПВА из нескольких слоёв писчей бумаги [1].

Выводы 4 электродвигателя 1, выходящие сбоку через втулку 3, пропускают через первое отверстие и припаивают к соответствующим контактам первой платы 8. Аналогично через второе отверстие пропускают провода питания 5 и припаивают к плате 8.

Цилиндр 2 надевают на электродвигатель 1 сверху, для втулки 3 в цилиндре 2 вырезают паз соответствующей ширины. Вторую плату 6 соединяют с помощью тонких монтажных проводов 7 с платой 8.

Готовая плата со стороны сенсоров

Рис. 7. Готовая плата со стороны сенсоров.

Конструкция регулятора

Рис. 8. Конструкция регулятора.

После проверки работоспособности и налаживания устройства плату 6 приклеивают к верхней части цилиндра 2 по всему периметру.

При этом плату 6 надо расположить свободной от печатных проводников стороной вверх и сориентировать таким образом, чтобы при приближении к ней пальца ближайшим сенсорным элементом был элемент Е2. Вешний вид устройства показан на рис. 9.

Регулятор можно сделать трёхскоростным. Для этого с помощью навесного монтажа надо установить резистор R3, выделенный на рис. 1 цветом, и подобрать его так, чтобы при подаче питающего напряжения вал электродвигателя вращался очень медленно.

Внешний вид устройства

Рис. 9. Внешний вид устройства.

При малой скорости удобнее «прицеливаться*’ в точку сверления. Вторая скорость будет ‘’крейсерской’’, на которой сверлят отверстия. Для её установки подбирают резистор R2. И третья скорость — «форсаж”, т. е. максимальная.

Кроме подборки резистора R3, налаживание сводится к подборке резистора R2 для получения желаемой «крейсерской» скорости вращения вала электродвигателя.

Для повышения удобства микродрель можно снабдить осветительными диодами, как это сделано в [1]. Для удобства пользования регулятором с внешней стороны второй платы можно нанести метки, соответствующие скорости вращения вала электродвигателя.

Для уменьшения чувствительности сенсорных элементов Е1 и Е2 размеры их печатных площадок можно сделать меньше.

СХЕМА ШИМ РЕГУЛЯТОРА

Регулировка оборотов электродвигателей в современной электронной технике достигается не изменением питающего напряжения, как это делалось раньше, а подачей на электромотор импульсов тока, разной длительности. Для этих целей и служат, ставшие в последнее время очень популярными — ШИМ (широтно-импульсно модулируемые) регуляторы. Схема универсальная — она же и регулятор оборотов мотора, и яркости ламп, и силы тока в зарядном устройстве.

Схема ШИМ регулятора

Схема ШИМ регулятора с полевым транзистором

Указанная схема отлично работает, печатная плата прилагается.

Печатная плата ШИМ регулятора

Без переделки схемы напряжение можно поднимать до 16 вольт. Транзистор ставить в зависимости от мощности нагрузки.

ШИМ РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ

ШИМ РЕГУЛЯТОР ДВИГАТЕЛЯ

Можно собрать ШИМ регулятор и по такой электрической схеме, с обычным биполярным транзистором:

Схема ШИМ регулятора с составным транзистором

А при необходимости, вместо составного транзистора КТ827 поставить полевой IRFZ44N, с резистором R1 — 47к. Полевик без радиатора, при нагрузке до 7 ампер, не греется.

ШИМ регулятор - плата печатная

ШИМ регулятор своими руками

Работа ШИМ регулятора

Таймер на микросхеме NE555 следит за напряжением на конденсаторе С1, которое снимает с вывода THR. Как только оно достигнет максимума — открывается внутренний транзистор. Который замыкает вывод DIS на землю. При этом на выходе OUT появляется логический ноль. Конденсатор начинает разряжаться через DIS и когда напряжение на нем станет равно нулю — система перекинется в противоположное состояние — на выходе 1, транзистор закрыт. Конденсатор начинает снова заряжаться и все повторяется вновь.

Заряд конденсатора С1 идет по пути: «R2->верхнее плечо R1 ->D2«, а разряд по пути: D1 -> нижнее плечо R1 -> DIS. Когда вращаем переменный резистор R1, у нас меняются соотношения сопротивлений верхнего и нижнего плеча. Что, соответственно, меняет отношение длины импульса к паузе. Частота задается в основном конденсатором С1 и еще немного зависит от величины сопротивления R1. Меняя отношение сопротивлений заряда/разряда — меняем скважность. Резистор R3 обеспечивает подтяжку выхода к высокому уровню — так так там выход с открытым коллектором. Который не способен самостоятельно выставить высокий уровень.

Рекомендации по сборке и настройке

Диоды можно ставить любые, конденсаторы примерно такого номинала, как на схеме. Отклонения в пределах одного порядка не влияют существенно на работу устройства. На 4.7 нанофарадах, поставленных в С1, например, частота снижается до 18кГц, но ее почти не слышно.

Если после сборки схемы греется ключевой управляющий транзистор, то скорее всего он полностью не открывается. То есть на транзисторе большое падение напряжения (он частично открыт) и через него течет ток. В результате рассеивается большая мощность, на нагрев. Желательно схему параллелить по выходу конденсаторами большой емкости, иначе будет петь и плохо регулировать. Чтобы не свистел — подбирайте С1, свист часто идет от него. В общем область применения очень широкая, особенно перспективным будет её использование в качестве регулятора яркости мощных светодиодных ламп, LED лент и прожекторов, но про это в следующий раз. Статья написана при поддержке ear, ur5rnp, stalker68.

Форум по обсуждению материала СХЕМА ШИМ РЕГУЛЯТОРА

В нескольких схемах рассмотрим, можно ли параллельно включать стабилизаторы напряжения, микросхемы типа LM317 и аналогичные.

Делаем цифровой TLIA-тестер Li-Ion аккумуляторов (измеритель емкости) на Atmega8 и дисплее WH1602.

Модернизируем промышленный графический эквалайзер Прибой Э-014С.

Самодельная полка-кассетница для хранения мелких деталей и других электрических компонентов.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Нет синхронизации времени пк с сервером точного времени
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector