Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комбайн Дон-1500; надежная классика от; Ростсельмаша

Комбайн Дон-1500 — надежная классика от «Ростсельмаша»

Модификации, характеристики, устройство комбайна Дон 1500

После появления зерноуборочных комбайнов уже никто не жнет, не вяжет снопы вручную и не молотит их цепами, затратив массу сил и времени. Пустив по полю надежный и эффективный агрегат Дон-1500, можно не беспокоиться о сохранности урожая – он будет убран в срок, не успев промокнуть от дождей и развеяться ветрами.

Комбайн Дон-1500

Знаменитое предприятие «Ростсельмаш» выпускало эту колесную самоходную машину в течение двадцати лет, в 2006 году перейдя на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна на всех обширных просторах полей СНГ.

Классическая бильная схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, большой бункер для зерна и мощный двигатель – вот отличительные черты данного комбайна. Отметим еще быстрый выгрузной механизм и упрочненный ведущий мост. В комплекте идет жатка длиной 6, 7 или 8,6 метра. Также возможна комплектация измельчителем, капотом, копнителем.

Сфера использования

Если поле имеет уклон не более восьми градусов, то Дон-1500 легко пройдет по нему, убрав колосья пшеницы, ржи, овса или другой зерновой культуры. При условии изменения режима механизма обмолота комбайном возможно пользоваться для обработки кукурузных и соевых полей, сбора семенников трав и крупяных культур. Для этого применяются дополнительные приспособления.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • Колеса оснащены шинами низкого давления с высокими грунтозацепами. Они позволяют машине не застревать даже во влажной и вязкой земле.
  • Сильный и экономичный мотор, а также солидный диаметр молотильного барабана (самый большой в мире) дают возможность прекрасно работать даже с влажными колосьями большой длины.
  • Чтобы молотильный механизм не забивался, продумана система значительного опускания подбарабанья и его скоростного сброса.
  • Возможность установки одного из трех размеров жатки, продуманная конструкция которой позволяет точно копировать небольшие неровности почвы. Саму жатку менять очень быстро и просто.
  • Большая и удобная кабина оператора, герметичная и защищенная от шума. В ней есть кондиционер.
  • Бункер, в который ссыпается зерно, имеет увеличенный размер. Это весьма удобно – не нужно часто гонять транспорт для перевозки урожая.
  • Машина разработана для отечественных полей, и она, как правило, на них оказывается эффективнее, производительнее и дешевле в эксплуатации, чем зарубежные комбайны.
  • Отличный сервис «Ростсельмаша», невысокая стоимость запасных частей. Их легко достать. Механизаторы хорошо знают Дон-1500 и могут сами произвести небольшой ремонт.

Недостатки:

  • Силовая часть находится близ кабины, из-за чего оператора обдувает горячий воздух.
  • Импортные комбайны всё же более надежны, комфортны и имеют больше удобных дополнительных функций (однако они стоят значительно дороже).

Назначение, преимущества и недостатки и основные узлы комбайна Дон 1500

Фото комбайна Дон-1500

Устройство

Двигатель

Шесть цилиндров, выстроенных в ряд, находятся внутри четырехтактного мотора с турбонаддувом, охлаждающегося с помощью воды из радиатора трубчатого типа. Воздух очищается, проходя через две ступени очистки. Двигатель стоит рядом с кабиной, возле молотильного механизма.

Мощность отбирается с обеих сторон коленчатого вала, крутящегося по часовой стрелке. С задней части питаются приводы рабочих механизмов, а с передней – гидравлический насос привода ходовой части.

Система тормозов

Агрегат оснащен механическим стояночным тормозом, управляемым рычагом с кнопкой, защелкивающим замок-собачку. Чтобы остановить машину, надо потянуть рычаг на себя до третьего или четвертого щелчка. Снятие с тормоза осуществляется движением рычага вверх и одновременным нажатием кнопки.

Также имеются отдельные для каждого колеса гидравлические рабочие тормоза дискового типа. Они стоят на бортовых планетарно-цилиндрических редукторах и управляются педалями, высоту которых регулируют вилкой тормозного гидравлического цилиндра.

Гидравлика

Двигатель, трансмиссия, гидросистема и рулевое управление комбайна Дон 1500

Данная система состоит из трех: привода управления ходовой частью, привода рулевого управления и гидросистемы рабочих механизмов. Последняя имеет минимум трубопроводов и включает в себя распределители с золотниками, управляемыми механически или гидравлически. С ее помощью, в частности, управляют жаткой, мотовилом, поворотом шнека, копнителем, измельчителем, очисткой воздуховода, прокруткой молотильного механизма.
Схема комбайна Дон-1500

Рулевое управление

Колонка руля работает от гидравлического объемного привода. Колесо руля можно подстраивать под рост комбайнера, изменяя высоту на величину до 11,5 сантиметра. Для этого используется зажим цангового типа. Возможно и наклон руля менять от 5 до 30 градусов – для этого служит педаль.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапана на man tga

Ходовая часть

Ведущий мост является раздельно-агрегатным. Он управляется гидравлическим путем, что позволяет бесступенчато изменять скорость передвижения (причем в любом из скоростных диапазонов). Благодаря этому комбайн обладает неплохой маневренностью. Гидравлический мотор стоит на валу коробки передач (механической, трехходовой, имеющей четыре режима при движении вперед и один – при движении назад).

Ведомый мост также работает от гидравлики. Сцепление – сухого типа, однодисковое, с диафрагменной пружиной. Шины имеют протекторы, обеспечивающие отличную проходимость и самоочистку.
Схема цепных передач комбайна Дон-1500

Жатка

На молотилке подвешивается наклонная камера, к которой, в свою очередь, на шарнирах с пружинами крепится жатка. В состав ее входят механизмы резания и уравновешивания, а также приводной механизм, делители, мотовило (присоединяемое к жатке четырьмя сошками) и шнек.

Механизм резания – может быть с открытыми или сдвоенными пальцами. Мотовило с быстро снимающимися пальцами, управляемое двумя синхронными гидроцилиндрами, оснащено двумя эксцентриками (размещенными по бокам). Угол наклона граблин мотовила регулируется автоматически. Механизм уравновешивания состоит из двух подвесок (регулируемой и нерегулируемой), рычага, съемного штыря, блока пружин и переходника. Шнек имеет увеличенный размер – 59 сантиметров.

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна Дон 1500:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Тип двигателяСМД-31А
Скорость (транспортная, максимум)22км/ч
Скорость (рабочая, максимум)10км/ч
Производительность14000кг/ч
Скорость вращения барабанаот 512 до 954об/мин
Диаметр барабана0,8м
Длина барабана1,484м
Захват жатки6,7 или 8,6м
Вес (масса с шестиметровой жаткой и копнителем)13т
Объем зернового бункера6м3
Намолотот 6 до 8кг
Ширина молотилки1,5м
Высота4м
Ширина8,05м
Длина (с делителем и копнителем)11м

Видео обзор комбайна Дон 1500:

Основные модификации

Дон-1500А

Эта модель – исходная. Все перечисленные выше характеристики и особенности применимы именно к ней.

Дон-1500Б

Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.

В частности, было проделано следующее:

  • На многие экземпляры стал ставиться более современный двигатель — ЯМЗ-238 АК, без турбонаддува, с V-образным размещением цилиндров.
  • Вместо одного люка камнеуловителя стало два.
  • Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.

Отличительные характеристики моделей Дон-1500А и Дон-1500Б:

ХарактеристикиДон-1500АДон-1500БЕд. измерения
Тип двигателяСМД-31АЯМЗ-238
Радиус кривошипа коленвала соломотряса68см
Частота вращения коленвала157195об/мин
Мощность двигателя (эксплуатационная)165,6178кВт
Частота вращения (номинальная)20002000об/мин
Число цилиндров двигателя68шт.
Диаметр цилиндра1213см
Ход поршня1414см
Рабочий объем9,514,86л
Расход горючего (удельный)224-234220г/кВт*ч
Производительность1400016800кг/с
Скорость вращения барабанаот 512 до 954от 450 до 900об/мин
Диаметр наклонного выгрузного шнека2530см

Дон-1500Н и Дон-1500Р

И напоследок – пару слов о двух более редких модификациях. Вариант Дон-1500Н был предназначен для нечерноземных зон. А Дон-1500Р — для уборки риса. Последняя машина не на колесном, а на полугусеничном ходу (который еще зовут рисовым ходом).
Видео обзор комбайна Дон 1500Б:

—>ТО и ремонт комбайна ДОН-1500 —>

Во время уборочных работ технику обязательно следует проверять, особенно обращая внимание на те узлы и агрегаты, которые будут нести больше нагрузки.

В разгар жатвы главным фактором, который влияет на оптимальность проведения хлебоуборки, являеться надлежащая подготовка зерноуборочной техники. Комбайны и жатки должны быть отлажены от сегмента до уплотнения.

Готовность комбайна определяет то, как он будет работать на жатве: до 80% простоев в поле связаны именно с плохой подготовкой машин. Прежде всего обратите внимание на настройку основных установочных регулировок. Это должны быть регулирование системы очистки зернового вороха, молотильного барабана и подбарабанья, защитной муфты. Все это напрямую будет влиять на дальнейшую работу техники.

Обратите внимание на предохранительную муфту трансмиссионного вала жатки. Она должна быть настроена на 50 кг / м. Если туда попала очень большая часть хлебостеблевой массы, то эта муфта должна срабатывать, иначе масса может ее заклинить. Настройка муфты в полевых условиях может растянуться до 2-3 часов.

Также нужно обратить внимание на верхний вал наклонной камеры. Здесь рекомендованная настройка муфты — 60 кг / м. Если она настроена на другой режим, то это может вызвать остановку комбайна и опять же — потеря драгоценного времени. Если муфта долго не работала и заржавела, то она может не работать не потому, что затянута пружинами, а просто слиплись диск и фрикционный круг.

Важным элементом подготовки являються также следующее настройки. Между гребнями наклонной камеры и днищем комбайна зазор должен быть 5-10 мм. Если зазор будет больше, то это может привести к перегрузке на цепи, пружинах плавающего ролика. Затем могут возникнуть неисправности. Если зазор будет меньше, то возникнет другая проблема: скребки могут скрести по низу наклонной камеры и продырявить ее. Между спиралями шнека и днищем жатки зазор должен составлять 6-16 мм.

На барабанах должны быть установочные регулирования. Если подтянуть деку, то молотильный зазор на входе должен равняться 14 мм, а на выходе — 2 мм. Для каждой культуры должны быть свои регулировки зазоров на входе и выходе, а также на верхнем и нижнем решетах. Когда же начнется уборка, то дальше все эти измерения необходимо корректировать в зависимости от многих факторов. Когда зерно будет сухим, то следует увеличить зазоры и т.д..

Особое внимание обратите на уплотнение. Если комбайн новый, то нужно тщательно затянуть и должным образом подготовить все имеющиеся уплотнения. В частности, обратите внимание на зазоры между наклонной камерой и хедером. Они не должны превышать 1-1,5 мм. На молотилке, кожухе, зерновом люка тоже проверьте, что и как уплотнено. Тогда уже в поле не будете хвататься, что где-то идут потери зерна.

Отдельный разговор о режущих ножах жатки. На классических жатках на механизме качательной шайбы не должно быть зазора между двумя щечками. Потому что наличие зазора может вызвать стук и выход из строя всей жатки. Усовершенствованная конструкция жатки имеет планетарный механизм привода ножа, и здесь обязательно нужно следить, чтобы были смазанными шаровые подшипники. Иначе это также приводит к выходу из строя режущего аппарата. Сами режущие сегменты нужно менять раз в 2-3 года, когда ножи отработают примерно по 400-500 тонн зерна.

Подготовка к работе зерноуборочных комбайнов зарубежного производства должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к этой технике. Она должна быть надежной, высокопроизводительной, с современным уровнем комфорта. Главное — тщательно обучайте персонал до начала работы. Инженеры и механизаторы просто обязаны хорошо знать, как должен работать каждый узел или агрегат, в которых могут возникать неисправности. Они не должны бояться и хорошо владеть электроникой комбайна, ибо без этого работать на современной технике невозможно.

После отработки первых 50 моточасов на уборке зерновых культур обязательно нужно проверить все ремни на комбайне. Это связано с тем, что резиновые изделия имеют особенность растягиваться и, если их подтягивать, выходить из строя.

Также желательно делать ежедневное техобслуживание комбайна. Это касается проверки наличия всех масел. На каждом комбайне есть карта смазки, и там четко указано, через сколько и какие точки нужно смазывать.

Обзор режущего аппарата должнен происходить регулярно — во время работы могут отбиться сегменты, загнуться пальцы. Если не обращать внимание, то это приводит к некачественному срезу стеблестоя и потерь зерна.

Начав обмолот посевов, не забывайте проводить осмотр нижней части комбайна, которая при работе на неровных полях часто зачерпывает грунт. Поэтому возьмите за правило делать такой осмотр и при необходимости очищать рабочие узлы от грунта.

Визуально надо проводить осмотр соломотряса и решетного состояния, потому что туда иногда попадают посторонние предметы. На жатке следите, чтобы были в рабочем состоянии пальцы шнека. Ведь из-за попадания камней они могут выходить из строя. Если у вас жатка типа «Пауэр Фло», то следите за степенью шероховатости ленты. Ведь если этого не делать, она выходит из строя всего за один сезон. При правильной эксплуатации эта лента отрабатывает 5 сезонов.

Если комбайн новый, то не забывайте выполнять настройки под конкретную культуру перед началом уборки. Это зависит от засоренности посевов, влажности, фракции зерна, от контура и размера поля, где будет сбор. То есть ориентируйтесь на месте, как лучше наладить технику, чтобы она максимально эффективно сработала.

Теперь о подготовке к работе зерноуборочного комбайна, который уже был в эксплуатации. Покупая такую ​​подержанную машину, спросите у продавца о параметрах двигателя — если он отказывается предоставить информацию о компрессии, давлению масла, возможно, лучше вообще отказаться от этой модели. Не исключено, что вам потом придется серьезно ремонтировать двигатель.

Обязательно нужно смазать все узлы и агрегаты — как говорится, возможные и невозможные места. Также нужно проверить натяжение всех цепей и крепления приводных звездочек.

Очень внимательно осмотрите соломотряс и решетчатое состояние. Желательно вытащить сами решета, провести их тщательный осмотр. Тогда будете уверены, что у вас с качественным обмолотом зерна не будет проблем.

Перед началом уборки на комбайне, который отработал минимум два сезона, есть необходимость снять топливную аппаратуру и отвезти ее на стенд для выявления недостатков. Также раз в два сезона необходимо проверять и топливную аппаратуру.

На обслуживании двигателя не нужно экономить. Используйте только рекомендованные качественные масла, смазочные материалы. При правильной эксплуатации двигатель отрабатывает примерно 80 тысяч моточасов. В наших реалиях двигатель комбайна отрабатывает за сезон около 750 моточасов, т.е. правильно ухаживайте и эксплуатируйте двигатель, и он будет работать лет 10-12.

Регулировка решет комбайна и других его систем для уменьшения потерь

решетный стан комбайна

Регулировка решет комбайна, прежде всего, необходима для снижения потерь во время уборки культуры. Это не панацея, потому что на качество уборки и чистоту зерна в бункере влияет множество факторов начиная рельефом поля, и заканчивая технологией выращивания культуры. Даже если оставить за скобками особенности культуры и поля, одной регулировкой решет снизить потери или повысить чистоту зерна в бункере не получится.

Комбайн состоит из множества узлов, каждый из которых должен работать правильно. Перед настройкой зазора верхнего решета или других параметров системы очистки лучше убедится в правильной работе остальных участков, которые проходит зерно перед попаданием на стрясную доску (грохот).

Для максимального снижения потерь перед регулировкой системы очистки понадобится настроить:

  1. Жатку.
  2. Наклонную камеру.
  3. Молотильно-сепарирующее устройство.

настройка комбайна

Параметры жатки, наклонной камеры и молотильно-сепарирующего устройства

С неправильными настройками или ненадлежащим состоянием жатки могут быть связаны значительные потери зерна из-за низкого качества скашивания или других явлений. Каждый из узлов должен правильно выполнять свои функции.

Настройки всех узлов справедливы для определенной скорости движения комбайна. Настроив машину определенным образом, рекомендуется выдерживать скорость движения, иначе подача массы в систему очистки будет неравномерной.

Регулировка жатки

Главная функция жатки — скашивание всех стеблей и равномерная подача массы в наклонную камеру. Именно этому должны способствовать все настройки.

Жесткое крепление без качаний в горизонтальной плоскости. Болтания делителей влево и вправо приводят к:

  • неравномерной подаче скошенных стеблей на шнек;
  • увеличенному износу ножей;
  • падению качества скашивания;
  • закупорке входа в наклонную камеру, особенно при уборке культур с высокой влажностью.

Центры сегментов и пальцев режущего аппарата должны находится в одной вертикальной плоскости. На кромках сегментов не должно быть сколов и загибов. Расстояние между каждым сегментом и соответствующим ему пальцем, указанное в технической документации к жатке, должно быть выдержано.

Работа жатки с неисправным или неотрегулированным режущим аппаратом приводит к возрастанию расхода топлива. В месте с тем растут потери зерна (до 15%) за счет смятых, а не срезанных стеблей.

Расположение по горизонтали и вертикали с одинаковым зазором между кромкой винта шнека и столом на всей протяженности (требуемый зазор зависит от культуры).

Нарушенный зазор и горизонтальные колебания шнека приводят к неравномерной подаче массы в наклонную камеру и дальше, в молотильное устройство и систему очистки.

Потери на неотрегулированном шнеке происходят за счет выброса необмолоченных колосьев соломотряса.

Мотовило должно располагаться на высоте, при которой его зубья касались стеблей под колосом. Так стебли укладываются на стол жатки колосом вперед, хорошо подбираются шнеком, и направляется ко входному отверстию наклонной камеры.

Вынос мотовила не должен допускать попадания наклоняемых стеблей на шнек. Скорость вращения — в диапазоне между 1,2 и 1,5 вращения колеса комбайна.

Неправильная регулировка мотовила ведет к потерям за счет стеблей, которые укладываются на стол колосом вперед относительно движения комбайна и стеблям с колосьями, выброшенными граблинами.

Соломоотбойная планка или чистики расположены на внутренней стороне корпуса жатки, за шнеком. Этот конструктивный элемент предотвращает выбрасывание массы шнеком вперед, на мотовило.

В зависимости от типа культуры расстояние между кромкой винтов шнека и соломоотбойной планкой должно составлять 1-10 мм.

Регулировка транспортера наклонной камеры

Транспортер наклонной камеры тоже может стать причиной потерь. Строго горизонтальное положение приводного вала и правильное натяжение цепей транспортера — ключевые параметры. Расположение вала под углом относительно горизонтали, недотянутая или перетянутая цепь приводят к появлению пробок на входе в наклонную камеру.

Пальчиковый механизм шнека поднимает массу из этой пробки, а затем выбрасывает ее вверх или вперед по ходу движения комбайна. Кроме потерь в колосьях, выброшенных таким образом, жатка дробит часть зерна. А это тоже потери.

Регулировка молотильного устройства

Регулировка расстояния между барабаном и подбарабаньем вызывает много споров. Оптимальные настройки преимущественно определяются в поле и зависят от типа культуры, ее влажности, размера зерен и других параметров.

Для пшеницы исходными значениями принято считать 18 мм на входе и 2 мм на выходе. Но в таком случае зерно с низкой влажностью дробится в муку, а влажное — расплющивается и налипает на солому. В любом случае это потери.

МСУ комбайна

Начать настройку лучше с установки стандартных параметров, рекомендуемых для конкретной культуры.

Регулировка жатки комбайна

Зазор между сегментами и вкладышами пальцев в передней части должен быть 0,5 мм, в задней — не более 1 мм. Зазор между сегментами и прижимными лапками допускается не более 0,5 мм. Такие зазоры достигаются рихтовкой пальцевого бруса, пальцев и подгибом прижимных лапок.

Регулировка жатки комбайна

Регулировка жатки комбайна

В жатках ЖВН-6, ЖВН-6−12 при крайних положениях ножа несовпадение осевых линий сегментов с осевыми линиями пальцев допускается не более 5 мм. Центрируют нож изменением длины шатуна.

В жатках ЖРС-4,9А при крайних положениях ножа осевые линии сегментов для каждого второго пальца не доходят до осевых линий на 6 мм.

Регулировка жатки комбайна по высоте среза растений в жатках ЖРС-4,9А и ЖВС-6,0 осуществляется путем изменением угла наклона платформы, а начальную высоту среза устанавливают реечно-червячным механизмом подъема и опускания ходовых колес.

В жатке ЖВН-6 этого достигают изменением положения копирующих башмаков относительно днища машины. В зависимости от вариантов совмещения отверстия в кронштейне главной балки с отверстиями в рычаге башмака высота среза может быть в пределах 120−250 мм.

При этом копирование в продольном направлении достигается в пределах ±150 мм, в поперечном ±170 мм для правой стороны и 265 мм для левой.

Натяжение пружин механизма уравновешивания устанавливают таким, чтобы сила воздействия копирующих башмаков на почву была 250−300 Н. При работе на влажных и каменистых почвах, когда копирование рельефа затруднено, башмаки снимают или устанавливают на минимальное расстояние от днища жатки, и высоту среза регулируют гидроцилиндрами.

Регулировка мотовила

Мотовило по высоте и выносу относительно режущего аппарата устанавливают так, чтобы стебли не скапливались на пальцевом брусе и нормально укладывались на транспортеры жатки.

При уборке прямостоящих хлебов высотой 0,8−1,2 метра вал мотовила выносят за линию ножа на 60−70 мм, а по высоте устанавливают так, чтобы планки касались стеблей выше их середины, но ниже колосьев.

При уборке низкорослых хлебов вынос мотовила уменьшают до 20−50 мм и опускают его по возможности ниже. Для уборки полеглых хлебов при движении жатки по направлению полеглости или под углом к ней, мотовило выдвигают вперед и опускают в самое низкое положение. При движении жатки навстречу полеглости, мотовило приближают к режущему аппарату.

В параллелограммном мотовиле регулируют наклон граблин и положение планок на граблинах. При уборке полеглых спутанных хлебов зубья граблин следует повернуть назад под углом 20−30º к вертикали. При уборке прямостоящих хлебов небольшой высоты вместо граблин целесообразно установить планки и использовать эластичные накладки. При высоком густом стеблестое, граблины или планки следует устанавливать вертикально, а при шнековом транспортере — повернуть граблины зубьями вперед на 20−30º.

Регулировка мотовила жатки ЖВН-6 по высоте осуществляется на ходу при помощи гидроцилиндров, а по горизонтали — перемещением ползунов на опорах вручную при остановках. В жатке ЖРС-4,9А обе эти регулировки выполняют гидроцилиндрами на ходу благодаря сблокированному механизму.

Частота вращения мотовила должна быть такой, чтобы окружная скорость планок в 1,2−1,8 раза превышала поступательную скорость жатки. При скоростях движения более 9−10 км/ч мотовило снимают. Предохранительные муфты мотовила регулируют на передачу крутящего момента 100 Н/м.

Регулировка транспортеров жатки комбайна

Транспортеры по натяжению устанавливают так, чтобы они не пробуксовывали и не были чрезмерно натянуты. Зазоры между полотном и направляющими должны быть одинаковыми с обеих сторон. Натяжение транспортеров регулируют ремнями и натяжными устройствами, перемещающими валики.

Для правильного формирования валка регулируют также стеблеотводы делителей, положение направляющего щитка выбросного окна, иногда уменьшают (при уборке высокоурожайных культур) ширину захвата жатки до 5 м.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector