Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шаг. Оценка состояния основных систем двигателя при помощи специального оборудования

Шаг. Оценка состояния основных систем двигателя при помощи специального оборудования

Здесь необходимо выбрать соответствующее специальное диагностическое оборудование и инструменты.

Выбираем автомобильный мультиметр и диагностический сканер тестер DST -10.

Диагностический прибор DST-10 рекомендуется для проведе­ния работ по ремонту и техническому обслуживанию систем уп­равления двигателем автомобилей ВАЗ.

Прибор DST-10 позволяет:

1) в режиме "Параметры" просмотреть:

-текущие значения параметров ЭСУД. Выбрав пункт меню "Общий просмотр", получаем возможность контролировать все параметры ЭСУД, которые выдает контроллер. Данный режим удобен для сравнения текущих значений с теми, которые приведены в таблице 2.2. Выбрав пункт меню "Просмотр групп", контролируем работу отдельных подсистем. Для этого некоторые параметры сгруппированы в соответствующие группы. Состав этих групп можно изменять, выбрав пункт меню "Настройка групп";

-текущие значения каналов АЦП;

-текущее состояние системы "иммобилизации" (обучен контроллер или нет);

-информацию о контроллере ЭСУД (номер контроллера, калибровки, дата программирования и т.д.);

2)в режиме "Контроль исполнительных механизмов", выбрав необходимый исполнительный механизм, выполнить проверку его функционирования;

3)в режиме "Сбор данных" зарегистрировать и сохранить данные в момент возникновения неисправности;

4)в режиме "Коды неисправностей":

-просмотреть диагностическую информацию по кодам неисправностей, хранящимся в памяти ошибок контроллера;

-стереть информацию из памяти ошибок;

5)в режиме "Прочие испытания" выполнить сброс контроллера (осуществляется очистка ячеек ОЗУ, аналогичная той, которая происходит после каждого выключения зажигания или отключения аккумуляторной батареи);

6)в режиме "Настройка" выбрать язык (русский или английский), на котором будет выводиться информация.

Прибор DST-10 имеет несколько ограничений. Если прибор отображает команду контроллера, то это не означает, что требу­ющееся действие произошло, поскольку команда выполняется со­ответствующим исполнительным устройством, которое может быть неисправным.

Прибор DST-10 не делает ненужным использование диагнос­тических карт, а также не может указать на точное местонахож­дение неисправности в цепи.

Прибор DST-10 экономит время при диагностике и позволяет не допускать замены исправных узлов и деталей. Ключевым усло­вием успешного применения прибора для диагностики является понимание механиком диагностируемой системы и ограничений прибора DST-10.

Диагностический сканер тестер DST -10 подключаем к автомобилю и производим измерения механических и электрических характеристик двигателя (Измеренные параметры берем из варианта задания на курсовую работу).

Измеренные диагностические параметры заносим в таблицу 16 и сравниваем согласно карты диагностики А с таблицей 17 типовых значений [1].

Анализ этих таблиц приведен в заключении.

В таблице 16 приведены данные со сканера DST-10:

Значение

Угол опережения зажигания; в градусах по отношению к ВМТ

Карта А. Проверка диагностической цепи

Таблица 17 — Перечень переменных, отображаемых диагностическим прибором DST-10 и используемых, для диагностики двигателя ВАЗ 2111

ПараметрНаименованиеЕдиница или состояниеЗажигание включеноХолостой ход (800 об/мин)Холостой ход (3000 об/мин)
ТМОТТемпература охлаждающей жидкости°С(1)90-10590-105
TANSТемпература впускного воздуха°С(1)-20. +50-20. +50
UBНапряжение бортовой сетиВ11,8-12,513,2-14,613,2-14,6
WDKBAПоложение дроссельной заслонки%2-6
NMOTЧастота вращения коленчатого вала двигателяоб/мин(1)800±403000
MLМассовый расход воздухакг/час(1)7-1224-30
ZWOUTУгол опережения зажигания°п.к.в.(1)7-1722-30
RLПараметр нагрузки%(1)18-2414-18
FHOФактор высотной адаптации(1)0,7-1,03*0,7-1,03*
TIДлительность импульса впрыска топливамсек(1)3,5-4,33,2-4,0
MOMPOSТекущее положение регулятора холостого ходашаг(1)40±1590±15
DMDVADПараметр адаптации регулировки холостого хода%(1)±5±5
USVKСигнал датчика кислородаВ0,450,05-0,80,05-0,8
FRКоэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу ДК(1)1±0,21±0,2
TATEOUTКоэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера%(1)0-1590-100
LUMSНеравномерность вращения коленвалаоб/сек 2(1)0. 50. 10
FZABGСчетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность(1)
VSKSМгновенный расход топливал/час(1)(1)(1)
FRAМультипликативная составляющая коррекции самообучением1±0,21±0,2*1±0,2*
RKATАддитивная составляющая коррекции самообучением%(1)±5±5
B-LLПризнак работы двигателя в режиме холостого ходаДа/НетНЕТДАНЕТ
B_KRКонтроль детонации активенДа/Нет(1)НЕТНЕТ
B_LRПризнак работы в зоне регулировки по сигналу датчика кислородаДа/Нет(1)ДАДА
B. LUSTOPОбнаружение пропусков зажигания приостановленоДа/Нет(1)НЕТНЕТ


Для эффективности определения неисправностей необходимо иметь принципиальную схему система управления двигателем. Электронная система управления двигателем состоит из датчиков параметров состояния двигателя и автомобиля, контроллера и исполнительных устройств (см. схему электрических соединений системы управления двигателем ниже, рисунок 1).

Рисунок. 1 — Схема электрических соединений системы управления двигателем 2111 с распределенным последовательным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО-2 (контроллер М7.9.7) автомобилей 2114, 2115:1- форсунки; 2- свечи зажигания; 3- катушка зажигания; 4- колодка диагностики; 5- контроллер; 6- главное реле; 7- предохранитель, соединенный с главным реле; 8- реле электровентилятора; 9- предохранитель, соединенный с реле электровентилятора; 10- реле электробензонасоса; 11- предохранитель, соединенный с реле электробензонасоса; 12- датчик массового расхода воздуха; 13- дат­чик положения дроссельной заслонки; 14- датчик температуры охлаждающей жидкости; 15- регулятор холостого хода; 16- датчик кислорода; 17- датчик де­тонации; 18- датчик положения коленчатого вала; 19- электромагнитный клапан продувки адсорбера; 20- блок управления АПС; 21- индикатор состояния АПС; 22- датчик фаз; 23- датчик скорости автомобиля; 24- дополнительное реле стартера; 25- электробензонасос с датчиком уровня топлива; А- колодка, присое-динямая к жгуту проводов кондиционера; В- колодка, присоединяемая к жгуту салонной группы АБС; С- колодка, присоединяемая к жгуту проводов электро­вентилятора; D- к клемме "+" аккумуляторной батареи; Е- колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов; F- к клемме "50" выключателя зажигания; G- к клемме 4 колодки Х8 монтажного блока; G1, G2 — точки заземления. Наряду с буквенным обозначением цвета проводов на данной схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например "-5-". Условное обозначение "-S6-" или "-SD-" означает, что провод присоединяется к элементу схемы под номером 6 или обозначенным буквой D через точку соединения, не показанную на схеме.

Читайте так же:
Как правильно регулировать клапана камазе

Параметр адаптации регулировки холостого хода ваз 2114

Разрешите полнее влиться в Ваши ряды:highfive:

Эту тему считаю бортжурналом своей Гранты.
Пригодится на будующее. Что и когда менял, на сколько надёжен автомобиль.
Заполнять этот журнал постараюсь исключительно честно, без критики посторонних авто и без необоснованной критики авто личного..

Купил Лада-Гранта 10.12.2015. В кузове лифтбек, о чём не жалею (Всего на 14 мм короче седана, к слову).
Судя по тому, что выдал мой сканер (СМ-2), собрана она 20.08.2015 (Где 3 месяца стояла!?). На скрине ниже есть и доп.данные, может кому-то пригодится.

Вообщем, Гранта лифтбек, цвет чёрный жемчуг (Код 676, с метал.включениями в краске). Смотрится отлично, особенно на солнце.:beauty:
Комплектация люкс (42-714), МКПП (ручка на тросе), движок 21127 (106 л.с.).
Есть всё, что лично мне нужно.. Проще назвать, что нет, в сравнении с полным фаршем:
Нет: эл. обогрева лобовухи, парктроника, круиз-контроля, системы курс.устойчивости, антипробуксовки, датчиков даждя и света. Да, и аудиосистема, нет ММС. Считаю это даже плюсом, поскольку не привык пальцем по стеклу возить..(Грубо, но факт).
Брал без доп.опций, дабы не переплачивать за "нечто".
Единственное, что хотелось бы иметь — это эл.обогрев лобового стекла.
Фоток пока мало, не сезон. По ходу буду пополнять.

Чуть разбавлю наблюдашками/диагностикой..

Решил оценивать обкатку.

Изменения по топливной коррекции выложил скринами ниже.

Может есть у кого-то теория, почему коррекция FRA (мультипликатив.)ушла ниже 1 почти на 10% за обкатку меньше 2000 км?

Буду очень признателен за профессиональные комментарии!

Колыч, двигатель прогрет, почему текущий коэфициент стоит в 1? Нужно смотреть флаг обратной связи. Похоже ДК глючит, должна быть пила как в середине 2 скрина, щас много бракованных лямбд сразу с магазина. Поменять местами 1 и 2 ДК. Давление надо проверить, если регулятор неисправен и давит 5 бар, мультипликатив в минус уйдет.

Олег, спасибо Вам большое за отзыв!

Я все скрины выложил до пуска двигателя. По графику изменения оборотов и впрыска топлива это видно. Пробег есть на названиях файлов.
Мультипликатив сохраняется после выключения зажигания. Поэтому, я и не акцентировал на нём внимание (вроде и так видно). т.е. до запуска движка мы имеем возможность оценить работу топливной системы.
Меня мучает вопрос: Почему с нуля всё было в норме, а на 2000 км примерно на 10% топлива лишка, если верить ДК1! Его я проверил, на сколько мог. Реакция на обеднение в норме.

И ещё один вопрос — почему Аддитив.(MSLEAK — Адаптированное отклонение расхода воздуха во впускном коллекторе мимо дросселя // Параметр адаптации топливоподачи на холостом) не сохраняется, а накапливается с каждым запуском?

.. посмотреть на мультипликатив.

На последнем скрине не норма, да и на 2-м пила почему пропадает? Похоже на постепенное умирание ДК, готовности нет вроде, раз текущая коррекция 1. Ну подсосы само собой надо проверить.
Я в заблуждение Вас ввёл, поскольку на скринах нет температуры ОЖ. пришлось её убрать, чтобы вместились более нужные параметры. Такова схема СМ-2. Максимум 7 параметров в окне..
Там первые два скрина при пуске с "нуля", а третий после прогрева движка.
ДК1 и ДК2 в норме.

Читайте так же:
Как регулировать развал на ваз 21213

Да, и про подсосы есть мысль. На моём движке стоит ДАД, а не ДМРВ. Значит при подсосе воздуха в рессивер (например, через клапан изменения геометрии впуска..) будет "переливать" топливо. Потеплеет на воле, проверю самодельным дымогенератором.

..Сделать сброс с нициализацией..
Это да, только в моём случае опять постепенно накопит мультик в минус.

Спасибо за советы.
Обязательно отпишусь по решению проблемы.

Добавлено через 2 минуты
. И ещё один вопрос — почему Аддитив.(MSLEAK — Адаптированное отклонение расхода воздуха во впускном коллекторе мимо дросселя // Параметр адаптации топливоподачи на холостом) не сохраняется, а накапливается с каждым запуском?

А на этот вопрос есть мнение?

Здесь опишу "притирку" движка при обкатке..

Первый- менее 500 км пробега, второй — около 1000, третий — почти 2000 км.

Параметр адаптации регулировки холостого хода (DMVAD).
Параметр с 3.9 снизился до 1, а на ХХ и ниже.
Мех.потери снизились.
Можно думать, что движок в норме?
Или рано пить шампанское:talktohand:

Первый косяк на моей Гранте. Я уже отписался в теме: http://www.lada-granta.net/showpost.php?p=536901&postcount=593.

Продублирую и здесь:
"Термостат навернулся сегодня. С утра прогрел до 80. Еду, а температура ОЖ тает и тает.. И так до 49 гр.С по городу Печалька. Пропускал по большому постоянно. А пробег всего 2000 км. Эт что за поставщик у АвтоВАЗа!?
Сегодня же к гарантийщикам позвонил и съездил, за 100 км. На трассе при 100-110 км/ч на 5-й передаче температура ОЖ колебалась 50-54 гр. Печка на полную и вент на 1-й скорости, на лобовуху. За бортом -7. Стекло не обледенело, но ноги подмёрзли чуток.
Заменили без вопросов. Сейчас Ташкент в салоне. На долго ли?))
Спросил у мастеров: — "Часто термос к замене на Грантах?" Глаза округлили О_о: -" Да ваще первый случай ;D!!" Ну я им, конечно, поверил). Сделали оперативно, и спасибо.. Ни копейки не взяли, только бензин жалко и время. " 20.02.16.

Термостат приказал долго жить((.

Странность какая то с термостатом.

Я бы, даже, это назвал аномалией:ghost:

Ни на одной машине до этого термостат не менял из-за его отказа. smirk:

У меня на приоре термостат был молотком забит с завода, перекошен, выше 75 не поднималась температура.

Это по нашему:rotfl:

Видимо, у слесаря-сборщика личная жизнь не заладилась..

Ну вот и пройдена обкатка. Вчера в дороге 3000 км зафиксировал. Фотка с мобилы, качество не ахти. Опережая вопросы по включенному дальнему свету в 11 дня отечу: случайно его включил, пока с мобилой возился..))

Вчера же и параметры снова сканером проверил.

По железу вроде всё ровно, накопленная регулировка ХХ в ноль (разница крутящего момента от адаптированного). Это радует.
А вот топливоподача так и осталась в минусе около 7% (мультипликатив 0.929). Правда, на прогретом до 82 гр. движке мульткоррекция уже 0.933. Тоже многовато. Для начала поищу место подсоса воздуха на впуске.

Это не подсос, а богатая смесь, не ищите, лучше давление в рампе замерьте, бывает регулятор перекачивает.

Тоже вариант.
Только и подсос воздуха исключать нельзя. Если бы был ДМРВ, то при подсосе воздуха смесь будет бедная (ДМРВ не учитывает подсос), а на моём движке стоит ДАД. При подсосе воздуха в районе впускного коллектора (за ЭДП) ДАД покажет завышенное давление, а контроллер отреагирует увеличением впрыска топлива. Вроде так, если не ошибаюсь:talktohand:.

Сейчас ещё раз записи просмотрел, параметр "Давление во впускном колекторе" на холостом 830-850 об/мин при 82 гр. ОЖ составил всего 330-340 мБар. А по мануалам норма 360-400 мБар при тех же оборотах и 90гр. ОЖ. Выходит не подсос воздуха?
Проверю давление топлива. Если РДТ виновен, то буду дальше наблюдать. Менять не буду, если мультипликатив за рамки не полезет. Запас ещё есть.

Сегодня переобулся на лето. Поставил Каму 217. То, что с салона к машина "прилогалось" с завода.
Скажу я Вам, качество резины на вид воопсчще..000 в квадрате.
Ниже фото косяка. На стыке формы перепад поверхностей аЖ в 2 миллиметра!!
Они чё там бухие резину льют, в Нижнекамске!? А в Ижевске при установке и балансировке т.ж. слепые?

Но, что удивило! На шиномонтажке "спец" сказал, что это не влияет на езду, а со временем "притрётся" о_О.
Я удивился, но мол ставь, если чё, то переобувка за твой счёт, намекнул..
На задок её поставил.
Прокатился, потестил. До 120 км/ч прогнал. Да, он прав, никаких отклонений не почувствовал. Идёт ровно, не уводит, вибраций не ощущал.
После зимней шумов поменьше, но резина всё-же жестковата. Хотя отметил, что глубокие неровности легче проходит.
А мне, в основном, на рыбалку, в сад и за грибами по просёлкам самое оно:good:

Читайте так же:
Как синхронизировать закладки mozilla chrome

Буду дальше катать и посмотреть. Если что не так, отпишу.

Ты дожен сам чуаствовать машину,а не смотреть таим всякие показания суперприборов,и учитывать отклонения.это моё личное мнение,извини если что не так

Согласен, надо чувствовать машину. А иначе как управлять-то ей!?

Но, без диагностики сложновато нынче. Слишком много "приблуд" электронных в наших машинах. Это и ЭСУД (контроллер) и АБС и ЭМУР и ЦБКЭ. У всех свои "мозги" и ошибки в работе. Поведение и эксплуатация машинки очень зависит от их работы.
Это время диктует новые правила игры. Раньше было проще, с карбюратором, трамблёром.

..в остальном не мешал механизму работать. шутка

Так и я ему работать не мешаю, а лишь наблюдаю за его работой;)
Ну, для понимания процесса..
И тоже считаю, что водитель — это не прокладка между сиденьем и рулём.

Ты дожен сам чуаствовать машину,а не смотреть таим всякие показания суперприборов..

Был у моей ласточки один конфуз..точнее, не у неё, а у меня с ней))
Опишу.
Дело было с утра в мороз -20. В начале марта.Ниже скрины, сделанные через несколько дней, но ошибки по ЭУР ещё остались в памяти контроллера..

Утром вышел, предварительно прогрев с автозапуска 15 минут. Оказалось мало, стёкла были ещё во льду. А ехать надо уже сейчас.. Смотрю температуру движка, а там всего-то в районе 60 гр.С. Соответственно и воздуж из обдува чуть тёплый идёт.
Решил ускорить процесс прогрева движка (как это раньше на ВАЗ-2114 всегда практиковал) — газулькой поднял обороты ХХ до

2500-3000. Сижу себе, жду прогрева. Тут бац, изначок неисправности ЭУРа на приборке загорелся! Вот те нате, х. из под кравати.Чё за дела, думаю.
Стекло отошло, поехал. Руль работал тяжело, как без ЭУР. Метров через 100 езды значок неисправности погас и усилитель руля заработал. Всё в норме.
Что должен подумать обычный водитель в такой ситуации?
Обратиться в сервис по гарантии? Наверное, я бы так и поступил..мало ли, что ещё выкинет этот ЭУР в дальнейшем!? А если в движении?

Но, у мну же есть прибор СМ2 (пусть и не супер, как Вы пишите), который читает ошибки ЭУР и их расшифровку (стоп-кадр).
По этим ошибкам и стоп-кадрам всё встаёт на свои места:
Читаем: ошибка С1012 — "Цепь датчика скорости автомобиля, отсутствие сигнала" (ошибка не текущая, а сохранена в памяти).
Читаем стоп-кадр к этой ошибке:
Число драйв-циклов после возникновения ошибки — 12 (это 12 поездок); Скорость автомобиля — 0 км/ч (хол.ход при прогреве);
Обороты двигателя- 2670 об/мин (это я поднимал для прогрева).
Контроллер ЭУР видит повышенные обороты, а скорость при этом на нуле. Вот и выдаёт ошибку по ДС.

И, что характерно, в руководстве по эксплуатации авто не описывается такая ситуация в поведении ЭУР.

Параметр адаптации регулировки холостого хода ваз 2114

Диагностика двигателя ВАЗ

В этом разделе вы сможите найти информацию о заводских прошивках и наиболее распрастранённых проблемах с ними. Методы поиска неисправностей в ряде возникающих случаев. Коды неисправностей и наиболее распространённые их причины возникновения.

Таблицы типовых параметров и моменты затяжки резьбовых соединений

Таблица типовых параметров, для двигателя 2111

* Эти параметры не используются для диагностики данной системы управления двигателем.

** Для системы распределенного последовательного впрыска топлива.

(для двигателей 2111, 2112, 21045)

Таблица типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2111 (1,5 л 8 кл.)

Примечание к таблице:

(1) — Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.

(2) — Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.

(3) — Для контроллеров с более поздними версиями программного обеспечения желаемые обороты холостого хода составляют 850 об/мин. Соответственно меняются и табличные значения параметров ОБ.ДВ. и ОБ.ДВ.ХХ.

Таблца типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2112 (1,5 л 16 кл.)

Примечание к таблице:

(1) — Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.

(2) — Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.

Читайте так же:
Как отрегулировать газовое оборудование ловато карбюратор

Таблица типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2104 (1,45 л 8 кл.)

Примечание к таблице:

(1) — Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.

(2) — Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.

(3) — Для контроллеров с более поздними версиями программного обеспечения желаемые обороты холостого хода составляют 850 об/мин. Соответственно меняются и табличные значения параметров ОБ.ДВ. и ОБ.ДВ.ХХ.

(для двигателей 2111, 2112, 21214)

Таблица типовых параметров, для двигателя 2111

(1) — Значение параметра для диагностики системы не используется.

* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.

** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1=»Да».

*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.

ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.

Таблица типовых параметров, для двигателя 2112

(1) — Значение параметра для диагностики системы не используется.

* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.

** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1=»Да».

*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.

ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.

Таблица типовых параметров, для двигателя 21214-36

(1) — Значение параметра для диагностики системы не используется.

* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.

** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1=»Да».

*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.

ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.

(для двигателей 2111, 21114,21124, 21214)

Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 2111

(1) — Значение параметра для диагностики системы не используется.

ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.

Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 21114 и 21124

(1) — Значение параметра для диагностики системы не используется.

ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.

Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 21214-11

(1) — Значение параметра для диагностики системы не используется.

ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.

    © 2008-2011 Chipdiagnost. Диагностика двигателя и чип-тюнинг автомобилей в Санкт-Петербурге

ДИАГНОСТИКА: параметры впрыска ВАЗ-2110. Допрос с пристрастием

При всей привлекательности автомобильных технологий середины ХХ века отказ от них закономерен. Обязательными для России стали, наконец, требования Евро II, за ними неизбежно последуют Евро III, потом Евро IV. В сущности, каждому сознательному автомобилисту предстоит радикально изменить собственное мировоззрение, сделав его основой не «гоночные» амбиции, культивировавшиеся целое столетие, а бережное отношение к цивилизации. Количество и состав выбросов автомобильного двигателя теперь ограничивают чрезвычайно жесткими рамками — хотя бы и при некоторой потере динамических показателей.

Добиться выполнения таких требований сумеем, только подняв уровень сервиса. Конечно, автолюбителям, не утратившим любознательности, «лишние» знания тоже не повредят. Хотя бы в прикладном смысле: грамотный человек меньше рискует быть обманутым недобросовестными мастерами, а это всегда актуально.

Итак, к делу. Сегодня автомобили ВАЗ выпускаются с контроллером Bosch M7.9.7. В сочетании с дополнительным датчиком кислорода в выхлопных газах и датчиком неровной дороги это обеспечивает выполнение норм Евро III и Евро IV. Конечно, теперь увеличилось количество контролируемых параметров. Вот о них и расскажем, предполагая, что мы, вы или диагност из сервиса вооружены сканером — например, ДСТ-10 (ДСТ-2).

Начнем с датчиков температуры: их два. Первый — на отводящем патрубке системы охлаждения (фото 1). По его показаниям контроллер оценивает температуру жидкости перед пуском двигателя — TMST (°С), ее значения при прогреве — ТМОТ (°С). Второй датчик измеряет температуру воздуха, поступающего в цилиндры, — TANS (°С). Он установлен в корпусе датчика массового расхода воздуха. (Здесь и далее выделенные сокращения те же, что в официальных руководствах по ремонту.)

Надо ли долго объяснять роль этих датчиков? Представьте, что контроллер обманут заниженными показаниями ТМОТ, а двигатель на самом деле уже прогрет. Начнутся проблемы! Контроллер будет увеличивать время открытия форсунок, пытаясь обогатить смесь — результат тут же обнаружит датчик кислорода и «настучит» контроллеру об ошибке. Контроллер попытается ее исправить, но тут снова вмешивается неверная температура…

Читайте так же:
Как отрегулировать редуктор газового оборудования на автомобиле

Величина TMST перед запуском, помимо прочего, важна для оценки работы термостата по времени прогрева двигателя. К слову сказать, если автомобилем долго не пользовались, то есть температура двигателя сравнялась с температурой воздуха (с учетом условий хранения!), очень полезно сопоставить показания обоих датчиков перед пуском. Они должны быть одинаковы (допуск ±2°С).

А что будет, если отключить оба датчика? После пуска величину ТМОТ контроллер рассчитывает согласно алгоритму, заложенному в программу. А величину TANS принимает равной 33°С для 8-клапанного двигателя 1,6 л и 20°С для 16-клапанного. Очевидно, что исправность этого датчика очень важна при холодном пуске, особенно в мороз.

Следующий важный параметр — напряжение в бортовой сети UB. В зависимости от типа генератора оно может лежать в пределах 13,0- 15,8 В. Контроллер получает питание +12 В тремя путями: от АКБ, замка зажигания и главного реле. С последнего он вычисляет напряжение в системе управления и при необходимости (в случае понижения напряжения в сети) увеличивает время накопления энергии в катушках зажигания и длительность импульсов впрыска топлива.

Значение текущей скорости автомобиля выводится на дисплей сканера в виде VFZG. Оценивает ее датчик скорости (на коробке передач — фото 2) по частоте вращения корпуса дифференциала (погрешность не более ±2%) и сообщает контроллеру. Конечно, эта скорость должна практически совпасть с той, что показывает спидометр — ведь тросовый его привод остался в прошлом.

Если минимальные обороты холостого хода у прогретого двигателя выше нормы, проверим степень открытия дроссельной заслонки WDKBA, выраженную в процентах. В закрытом положении (фото 3) — ноль, у полностью открытой — от 70 до 86%. Нужно иметь в виду, что это относительная величина, связанная с датчиком положения заслонки, а не угол в градусах! (На устаревших моделях полному открытию дросселя соответствовали 100%.) На практике, если показатель WDKBA не ниже 70%, регулировать механику привода, что-то отгибать и т.п. нет необходимости.

При закрытом дросселе контроллер запоминает величину напряжения, поступающего с ДПДЗ (0,3–0,7 В), и хранит в энергозависимой памяти. Это полезно знать, если вы самостоятельно меняете датчик. В этом случае надо снять клемму с АКБ. (В сервисе для инициализации пользуются диагностическим прибором.) В противном случае измененный сигнал с нового ДПДЗ может обмануть контроллер — и обороты холостого хода не будут соответствовать норме.

Вообще же частоту вращения коленвала контроллер определяет с некоторой дискретностью. До 2500 об/мин точность измерений — 10 об/мин — NMOTLL, а весь диапазон — от минимума до срабатывания ограничителя — оценивает параметр NMOT с дискретностью 40 об/мин. Для оценки состояния двигателя более высокая точность в этом диапазоне не требуется.

Практически все параметры двигателя так или иначе связаны с расходом воздуха в его цилиндрах, контролируемым с помощью датчика массового расхода воздуха (ДМРВ — фото 4). Этот показатель, выраженный в килограммах в час (кг/ч), обозначается как ML. Пример: новый необкатанный 8-клапанный двигатель 1,6 л в прогретом состоянии на режиме холостого хода расходует 9,5- 13 кг воздуха в час. По мере приработки с уменьшением потерь на трение этот показатель существенно снижается — на 1,3- 2 кг/ч. Пропорционально меньше и расход бензина. Конечно, сопротивление вращению водяного и масляного насосов и генератора тоже сказывается, при эксплуатации несколько влияя на расход воздуха. В то же время контроллер рассчитывает и теоретическую величину расхода воздуха MSNLLSS для конкретных условий — частота вращения коленвала, температура охлаждающей жидкости. Это тот поток воздуха, который должен поступать в цилиндры через канал холостого хода. В исправном двигателе ML немного больше, чем MSNLLSS, — на величину перетечек через зазоры дросселя. А у неисправного двигателя, разумеется, возможны ситуации, когда расчетный расход воздуха больше фактического.

Углом опережения зажигания, его корректировками тоже заведует контроллер. Все характеристики хранятся в его памяти. Для каждых условий работы двигателя контроллер подбирает оптимальный УОЗ, который можно проверить — ZWOUT (в градусах). Обнаружив детонацию, контроллер уменьшит УОЗ — величина такого «отскока» выводится на дисплей сканера в виде параметра WKR_X (в градусах).

…Для чего системе впрыска, в первую очередь контроллеру, знать такие подробности? Надеемся ответить на этот вопрос в следующей беседе — после того как рассмотрим и другие особенности работы современного впрыскового мотора.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector