Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сведем и развалим: Углы установки колес

Сведем и развалим: Углы установки колес

О развале-сходимости колес имели понятие уже строители тяжелых рессорных карет, которые специально занимались этим вопросом, зная, что от него зависит прямолинейность и легкость хода.

Появившийся автотранспорт адаптировал и усовершенствовал знания – и сегодня, в век мощных моторов и высоких скоростей, требуется наиболее точное соответствие углов установки колес тем, которые предписаны заводом. От этого напрямую зависят комфорт и безопасность езды, да и, кроме того, ремонтные расходы автовладельца.

Увод машины от прямолинейного движения может быть признаком нарушения углов установки колес

В трех измерениях

Угол развала – это угол между плоскостью его вращения и вертикалью. Колеса могут стоять так, что расстояние между верхними краями больше, чем между нижними (они расположены как бы «косолапо»), либо оно одинаково (прямо), либо, наоборот, – между нижними расстояние шире (как бы «враскоряку»).

И наконец, схождение: угол определяется разностью расстояний между бортовыми закраинами, сзади колес и спереди по ходу движения. Таким образом, колеса могут съезжаться внутрь к «передку» машины, могут ехать параллельно, могут разъезжаться наружу в разные стороны.

Углы установки колес – конструктивные параметры, задаваемые заводом для каждой модели отдельно. У легковых машин их значения имеют, в основном, небольшие отклонения от прямого положения и редко задаются в точном соответствии с ним. Как правило, делается положительный угол продольного наклона колес (стойки «МакФерсон» отклонены назад), положительный развал (чуть «косолапо») и положительная сходимость (колеса немного едут внутрь). Правда, значения этих отклонений довольно малы и на глаз незаметны: для наклона они составляют 1-5 градусов, для развала – 0.5-1, для схождения – 0-0.2. Делаются такие углы для компенсации упругих деформаций подвески, стабилизации и курсовой устойчивости управляемых колес.

Нередко перед установкой "развала-схождения" нужно проверять исправность подвески и рулевого на стенде для теста ходовой части

После ремонта рулевого и подвески обязательно делается "развал-схождение"

Без настройки

Как правило, причиной нарушения углов оказывается естественный износ и разрегулировка, а также удары по колесам и подвеске при неудачных маневрах. Последнее в российских городах явление весьма распространенное, когда неудачно «пойманная» выбоина в асфальте или выпирающий трамвайный рельс сбивают у колеса регулировку схода-развала. Кроме того, углы всегда нарушаются и при ремонте рулевой или передней подвесок – об этом стоит помнить при самостоятельной замене деталей.

Помимо очевидного дискомфорта и небезопасности езды, неправильные углы колес влекут за собой и экономические проблемы. При нарушенном сходе-развале преждевременно и (или) неравномерно (признак разрегулировки) изнашиваются шины, а также детали подвески, которая начинает нагружаться неправильно. Так что, если машину (даже немного) начало «вести» – надо ехать на станцию.

Компьютерный 3D-стенд для регулировки углов колес

Компьютерный 3D-стенд для регулировки углов колес

На установку

Непосредственно установка углов проводится всегда в строгой последовательности: продольный наклон – развал – схождение. У рычажных подвесок наклон и развал устанавливаются с помощью подбора толщины пакета специальных регулировочных шайб между поперечиной подвески и нижним либо верхним рычагом. У подвесок «МакФерсон» развал, как правило, регулируется «изломом» стойки с помощью эксцентрикового болта или ползунковым механизмом, а продольный наклон – толщиной шайб на растяжке или стабилизаторе подвески. (У некоторых машин – например Audi – развал регулируется перемещением шаровой опоры вдоль рычага либо – например, Mitsubishi – вращением эксцентрика в основании рычага). Ряд автомобилей (BMW, некоторые Daewoo, Mercedes) конструктивно вообще не имеют регулировки развала и продольного наклона. Схождение же делают на всех автомобилях, регулируют при этом одинаково – изменением длины рулевых тяг. Стоимость всех работ по регулировке, в зависимости от станции и автомобиля, – от 600 до 1 200 рублей.

Нередко перед тем как делать установку углов, на станциях предлагают сначала пройти специальный подвесочный стенд (от 400 до 600 руб.). И во многих случаях это действительно оправдано, поскольку делать развал-схождение имеет смысл только на исправной подвеске – без люфтов и изношенных деталей.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора carver rsg 252

Развал-схождение колес: что это такое, и зачем он нужен?

Развал-схождение колес

Все, наверно, слышали про развал-схождение колес, и о том, что это очень важный регулируемый параметр в автомобиле. Но кое-кто до сих пор не имеет четкого представления, о чём, собственно, идёт речь. Давайте попробуем разобраться с этим термином, и узнаем, как же в современных автосервисах происходит процесс регулировки развал-схождения колес.

Регулировка развал-схождения колес призвана научить машину ездить прямо, и если периодически не проверять этот параметр, то со временем получите плохую управляемость машины, плюс, повышенный износ шин. Ещё совсем недавно для регулировки развал-схождения колес использовали специальные линейки и уровни с отвесами. Теперь вся процедура измерения и регулировки происходит на стенде.

Современные стенды, регулирующие развал схождение колес, представляют собой сложные электронные приборы, проверяющие геометрию ходовой части автомобиля, или другими словами, вычисляют параметры монтажа колес на передней и задней оси. Независимо от возраста автомобиля, загонять его на стенд рекомендуется не реже одного раза в год.

 Регулировка развал-схождения колес

Перед началом проверки развал-схождение колес на стенде обязательно измеряется давление в шинах. Оно должно быть везде одинаковым. Следующий этап – установка специальных датчиков на колеса. Датчик, состоящий из кронштейна и считывающего устройства, крепится на колесе согласно параметрам (расстояние до поверхности) индивидуальным для каждой машины. Затем руль автомобиля фиксируется в положении «прямо», а машина ставится на тормоза. На этом подготовительная стадия завершена, теперь специалист приступает к считыванию параметров.

Как это происходит? Специальная камера посылает лучи на датчики-отражатели, установленные на колесах. При этом параметры отраженного луча обрабатываются на компьютере и сверяются с данными производителя. Для этого из базы данных выбирается марка автомобиля, год его выпуска, комплектация и рынок продаж.

Программа для определения развал-схождения колес

Компьютерная программа, как впрочем и сам процесс измерения параметров развала-схождения колес, очень проста. Она показывает угол схождения передних колес и угол развала задних колес (он, как правило, в норме). Все отклонения от нормы отмечены в красной зоне.

Сайт АвтоНоватор содержит информацию про обслуживание и ремонт автомобилей своими руками, в том числе и регулировке развал-схождения. Например, для регулировки параметра схождения правого колеса, ослабляется фиксирующий болт или гайка, и изменяется длина рулевой тяги, а вместе с ней и положение колеса в горизонтальной плоскости.

Почему, как пример, взято именно правое колесо? Потому что именно правое колесо чаще всего страдает при эксплуатации автомобиля: это и кочки при выезде на обочину, и бордюры, и мелкие ДТП, и прочее, прочее….

Как говориться, всё гениальное просто! Теперь можно забыть про линейки и отвесы, с помощью которых раньше измеряли сход-развал колес. В специализированном автосервисе за небольшие деньги вам грамотно, и, главное, качественно отрегулируют этот важный параметр.

Когда целесообразно делать геометрию (сход-развал)?

сход развал ходовая

Автолюбители знают, что при замене деталей в ходовой части происходит изменение настроек и как результат меняется поведение машины на дороге. Геометрия сход-развал зависит от износа резины, люфтов ходовой, давления в шинах и других параметров. Для достижения устойчивости машины передние колеса, а так же задние, ставят под регламентируемым углом относительно друг друга, дороги и элементов кузова. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос- когда, в каких случаях нужно делать геометрию (сход-развал)?

Читайте так же:
Регулировка редуктора томасетто 2 поколения на инжектор

Углы установки колес, на что влияет это значение

геометрия подвески

Конструктивно подвеска большей части автомобилей имеет возможность регулировать сход-развал. Эта процедура необходима для того, чтобы по завершении замены, настройки деталей, человек за рулем машины получал удовольствие при поездке от правильно установленных передних колес. Кроме того, это один из важных факторов, определяющих безопасность движения.
Специалисты при разработке проекта подвески передних, задних колес учли, что после каждого ремонта или замены изделий этого узла требуется регулировать углы наклона. Производителем заложены возможные отклонения от заданных параметров, имеющие минимальные значения, выражающиеся в единицах, долях угловых секунд. Обычно инженеры автомобильного производства говорят о нескольких углах установки.
Они оказывают большое, а, точнее, решающее значение на динамику, управляемость и экономичность при эксплуатации машины.

Их перечень выглядит следующим образом:

  1. развал;
  2. сход (схождение);
  3. кастер и др;

Первый параметр представлен в виде угла наклона колес относительно полотна дороги. Он бывает положительный (верхняя сторона ската направлена вверх и наружу) и отрицательный (верхняя часть его наклонена внутрь). Каждое из этих положений имеет плюсы, минусы. Правильный наклон передних колес, нужен для обеспечения хорошего сцепления с дорожным покрытием и стабильного управления.
Угол схождения надо понимать, как разницу расстояний, измеряемых по нижним и верхним точкам колес. Признаком отклонения от регламентируемых производителем показателей бывает ускоренный сильный износ, ведущий к частой замене покрышек и увеличению расхода топлива. Схождение измеряется в миллиметрах, а также градусах/минутах.
Кастер — продольный угол наклона шкворня, он нужен для стабилизации управления и самовыравнивания колес.

Когда нужно проводить регулировку схождения и развала

сход развал геометрия

На выполнение этой процедуры изготовитель дает рекомендации, в них указано, после какой величины пробега нужно это делать. Для отечественных машин он нужен в пределах 10-20 т. км, для иномарок 25-30 т. км. Важно помнить, что даже если авто не было в ДТП и на нем не выполняются замены элементов ходовой со временем установка углов нарушается.
В ходе эксплуатации из-за просадки сайленблоков, пружин амортизатора и прочих элементов подвески, параметры нужно менять. Появление микроскопического люфта в соединениях ведет к замене этих показателей. В связи с этим опытные автомобилисты придерживаются «золотого правила» не реже раза в год проверяют правильность установки углов.

Внеочередную регулировку углов установки (схождения, развала) надо делать в следующих случаях:

  • при замене стоек амортизатора, стабилизатора, шаровых опор, подшипников пружины, рулевых тяг, рейки, редуктора и многих других деталей ходовой;
  • ускоренный износ шин;
  • погнут диск в результате удара колеса о препятствие, требует замены или реставрации;
  • самопроизвольный увод машины в сторону;
  • изменение параметра дорожного просвета за счет укорачивания или удлиннения пружины;
  • замене шин на шины другого размера;
  • по окончании поворота руль не возвращается в первоначальное положение;
  • при сезонной замене резины;

гнутый диск

При этом, при замене многих деталей, если есть уверенность, что не сбиты настройки, опытному водителю регулировку можно проводить по желанию, для подстраховки. Т.к. по поведению автомобиля опытный водитель быстро определит целесообразность такой регулировки.

Почему при замене узлов и деталей ходовой части нужно делать геометрию?

замена колес

Это связано с тем, что положение колес зависит от указанных деталей. Например, регулировка была проведена со старой опорой, имеющей определенный зазор, по окончании замены на новую, люфт отсутствует, значит, и угол наклона другой. Менять рулевые наконечники, тяги, рейку надо также с учетом, что потребуются дополнительные работы по установке углов скатов.
Ведь после замены указанных деталей все параметры будут нарушены, а с помощью наконечников регулируется схождение. Если не менять настройки, то произойдет ускоренный износ покрышек, ухудшится управляемость транспортным средством. При замене ШРУСа специалистам приходится разбирать крепление шаровых опор, подшипников, а порой рулевых наконечников.
По окончании замены перечисленные изделия необходимо поставить на место, при этом существует большая доля вероятности, что произойдет сбой настроек. Что, в свою очередь, ведет к тому, руль окажется в ненормальном положении, возможен самопроизвольный увод авто в сторону. Угол установки колес зависит и от клиренса, поэтому по окончании замены пружины, покрышек на другого размера, произойдет изменение параметра дорожного просвета, что так же потребует регулировки геометрии.

Читайте так же:
Кто регулировал клапана на субару форестер

Как сделать геометрию своими руками? Смотрите на видео:

Развал, схождение, кастор: все, что нужно знать об углах установки колес

Регулировка углов установки колес — операция, которую многие считают разовой. Сделал когда-то — и забыл на весь срок эксплуатации. У опытного «подвесочника» такой подход как минимум вызовет улыбку. Мы же готовы объяснить подробно.

Даже в тепличных условиях — на германских автобанах и японских хайвеях — подвеска постоянно испытывает нагрузку. При торможениях, разгонах, в поворотах. Словом, амортизаторы, пружины, шаровые опоры, сайлентблоки изнашиваются и на идеальном асфальте, а это ведет к изменению углов установки колес. Что говорить о нашей стране, где к естественным усилиям добавляется «агрессия среды». И если даже не упоминать о физических контактах рычагов и тяг, то все упругие, демпфирующие и связующие элементы изнашиваются у нас значительно быстрее. А ведь есть еще соль, реагенты и естественная способность металлов «свариваться» до трудно разъемного состояния. Впрочем, об этом чуть позже…

Теория углов

Она, если не копать слишком глубоко, в этом случае проста — знакома и понятна всем, кто хоть немного касался технической литературы. Вкратце напомним.

Нет нужды знать и тем более помнить значения углов для своего автомобиля, которые есть в каждом мануале и должны быть в программах у сервисов, предлагающих услугу регулировки развала-схождения. Вряд ли кто-то сейчас будет делать ее самостоятельно, вооружившись веревкой-рулеткой и отвесом или уровнем. Тем не менее надо понимать, что износ «резины» при ушедших углах — лишь видимый результат. Из незримого — ухудшившаяся управляемость из-за меньшей площади контакта шин с дорогой. Руль, рвущийся из рук от изменившегося плеча обкатки — расстояния между осью вращения колеса и осью его поворота. Наконец, нестабильное поведение на прямой.

Иной раз можно наблюдать сильно положительный развал.

Конкретно отрицательный развал — удел спортсменов.

Есть еще один угол, о значении которого забывают или принижают его — продольного наклона оси поворота. Кастор или кастер.

С кастором тоже «играют», но также лишь в спорте и при тюнинге.

Держать углы!

Ну а что нужно знать об углах установки колес в практическом плане, применительно к эксплуатации? Еще раз скажем: то, что они уходят! И главный виновник здесь — сайлентблоки рычагов. Их резина со временем деформируется, ось получает свободу, угол развала меняется. При этом колеса, вставшие «домиком», уводят в минус и схождение. Что интересно: при небольшом изменении угла развала куда более значительно изменяется схождение. Такова конструкция подвески. Получается так: колеса «домиком» совсем чуть-чуть, а износ шин не обязательно неравномерный, но сильный, поскольку, в первую очередь, именно сбитое схождение «съедает» колеса. А уже во вторую — неправильный развал.

Читайте так же:
Как отрегулировать расход на редукторе

Впрочем, применительно к конкретным моделям автомобилей вряд ли грамотный мастер возьмется точно сказать — здесь проходит столько, там вдвое меньше. Многое зависит от качества установленных запчастей и от стиля езды. То же касается кастора, но не везде.

Так когда же все-таки нужно регулировать углы установки колес, с какой периодичностью? И как выбрать сервис, в котором механики все сделают грамотно и с первого раза?

— Владельцам некоторых автомобилей можно не беспокоиться — развал у них не регулируется, только схождение. Речь, например, о внедорожниках с цельными мостами. У них регулируется только схождение спереди, иногда, как на старом мостовом Cherokee, кастор. А если развал нарушен, то виновна в том, скорее всего, погнувшаяся балка. Так бывает, например, у TLC 80. Здесь — либо выправлять, либо покупать другую.

На большинстве «бюджетников» и некоторых моделях C-класса (да и не только) сзади нечего регулировать, поскольку там используется торсионная балка. При нормальной эксплуатации углы держатся весь срок службы автомобиля.

Также есть ряд моделей (даже марок) и с передними независимыми подвесками, где не предусмотрена возможность регулировки развала. Производитель при этом подразумевает, что при исправных и неповрежденных элементах подвески основные углы (развал и кастор) будут в пределах допустимых значений. Это многие Volvo, Mazda, едва ли не все Audi, BMW кроме X5, Honda Accord последних поколений, Ford Focus I и II. Конструкция может быть как McPherson, так и двух- или многорычажка. Что надо знать в этом случае? Во-первых, схождение регулируется все равно, поскольку в сайлентблоках происходит естественная усадка, и углы все же меняются. Во-вторых, при нарушении развала/кастора уже надо менять изношенные (помятые) элементы. С другой стороны, могу точно сказать, что при подобном решении допуски по развалу больше и углы обычно держатся дольше — производитель здесь, как правило, закладывает несколько больший запас прочности.

Казалось бы, такое решение — мечта для «развальщика»: крутанул схождение, и готово. А если не «бьется» развал — извольте на замену деталей за отдельные деньги. Однако часто бывает, что основные углы вроде находятся в поле допуска, но назвать их сочетание идеальным нельзя, желательна коррекция, при том что регулировка не предусмотрена! Как объяснить владельцу машины, что углы «в зеленой зоне», но при этом возможен увод в сторону и износ резины? Например, модели с внутреннего рынка Японии обычно требуют корректировки углов под наше правостороннее движение. Тут получается, что водитель находится справа, и уклон наших дорог также вправо. В Японии эти факторы взаимно компенсировались. Если не подправить углы под наши условия, наверняка будут и правый увод автомобиля, и неравномерный износ колес. Когда предусмотрена регулировка развал/кастор — проблем нет. Отрегулировал, и душа спокойна, не стыдно человеку через полгода в глаза смотреть. А когда регулировать нечем? Поэтому по мне лучше, чтобы регулировка была предусмотрена, особенно при эксплуатации в наших условиях.

Сзади при многорычажных схемах или McPherson развал и схождение регулируются всегда либо почти всегда. Выходят за рамки допусков по тем же причинам (сайлентблоки), правда, здесь бывают исключения. В частности, вспоминается Nissan R`nessa и Serena то ли первого, то ли второго поколения. На них независимая подвеска с упругим элементом в виде поперечной рессоры собрана на подрамнике — ничего необычного. Однако сам он со временем рвется — по металлу. Как тут углы установишь? Только менять весь узел!

В любом случае присматривать за углами надо. У нас есть постоянные клиенты, которые раз в полгода (например, при сезонной смене шин) заезжают на проверку. Так им спокойней, тем более что перед и во время регулировки мы осматриваем подвеску. Иногда маленький люфт в рулевом наконечнике виден только по шкале схождения на стенде — руками не прощупывается.

Хотя, конечно, если машина нормально управляется, а износ «резины» в пределах сезона незаметен, то повторять процедуру можно с меньшей частотой. Другое дело переход на нештатный колесный размер с вылетом. И тем более ремонт подвески. Тут тоже есть варианты. Например, при замене шаровых на детали того же производителя, что были установлены, развал можно не делать. Но в противном случае, а также, разумеется, при смене сайлентблоков регулировка углов обязательна. Да что сайлентблоки — даже новые пружины изменяют кастор, а вместе с ним и развал, и схождение. Больше это заметно на McPherson. На «Жигулях» вообще замены чего ни коснись, после всего нужно ехать на стенд. И еще одно наблюдение по качеству запчастей — какое-то время назад в продаже попадались шаровые опоры, с которыми развал не выводился в нужные значения. Хотя с виду они не сильно отличались от оригинала.

А как выбрать сервис? Я предлагаю следующий вариант: по телефону поинтересоваться, сделают ли «Ниву», Mitsubishi Pajero второго поколения или Nissan Terrano первого? Если да, то можно смело ехать с любым другим автомобилем.

«Крутизна» стенда не играет решающей роли. Опытный мастер все сделает на отвесах и уровнях. Современное же оборудование (сейчас за рубежом есть такое, что видит углы без отражателей — пока автомобиль заезжает в бокс) лишь упрощает работу, сокращает время операции. Смотреть нужно за мастером — проверил ли он давление в шинах, сделал ли дефектовку подвески?

Стоит отметить — при каких-то проблемах с управляемостью не всегда надо пенять на углы установки колес. «Резина» попадается с дефектами. Рейки зажимают так, что руль после поворота не возвращается обратно. Столь же бездумно обжимают шаровые и рулевые наконечники.

Еще один нюанс. Совсем небольшая разница в износе колес на передней оси гарантированно приводит к уводу в сторону. Например, при сезонной замене покрышек владелец не подписал, где какая стояла, и при следующей «переобувке» получается смесь передних и задних колес на одной оси. Внешне это почти незаметно, а машину «тянет». Сложно также бывает объяснить клиенту, какова связь ржавых и заклинивших направляющих тормозных суппортов на увод с прямолинейного движения. Словом, не все в силах того, кто делает развал-схождение.

Вообще это в чем-то даже творческая работа. Приходится периодически иметь дело с нестандартными конструкциями и так же по-особому на них «реагировать». Был как-то не старый еще переднеприводный Lincoln, уже не помню какой модели. Так у него развал регулировался по верхним чашкам стоек, каждая из которых состояла из двух частей, прихваченных точечной сваркой. Ее надо было высверлить, поймать угол и потом посадить на болты…

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Регулировка зажигания фольксваген пассат б3 моновпрыск
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector