Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт ТНВД Камаза и диагностика

Ремонт ТНВД Камаза и диагностика

Существуют специфические признаки, указывающие на необходимость ремонта ТНВД. Так, ремонт топливной аппаратуры Камаза может потребоваться, если:

  • ухудшились динамические характеристики машины,
  • образовались подтеки топлива из ТНВД или слышны неизвестные посторонние шумы,
  • прыгают обороты мотора или исчезла плавность его хода,
  • произошло увеличение расхода топлива,
  • мотор отказывается реагировать на нажатие педали газа,
  • нет поступления топлива к форсунке от насоса.

Что касается непосредственно ремонта, то он может быть текущим или капитальным. Так, если плунжерные пары работают, то можно обойтись текущим ремонтом. В этом случае находится неисправность, устраняется путем замены изношенных запасных частей. Затем осуществляются регулировка и стендовые тесты. В случае выполнения капитального ремонта ТНВД разбирается полностью для проведения полной дефектовки, после чего выполняют обратную сборку, регулировку и те же стендовые тесты.

Впрочем, если ремонт авто Камаз подразумевает вмешательство в работу топливной системы, то стендовая проверка этого узла — обязательна. Иногда без проведения такой проверки вообще невозможно выяснить причину поломки. А к завершающей стадии ремонта относится проверка функционирования мотора.

Приборы для диагностики неисправностей ТНВД

Как уже упоминалось, поверхностная диагностика оценивает наличие или отсутствие посторонних шумов в ТНВД. Наличие шумов указывает на то, что образовалась какая-то неисправность, но конкретный «диагноз» таким образом не устанавливают. Для полной диагностики необходим профессиональный подход.

Для профессионального диагностирования используется профильное оборудование, которое может различаться по степеням модификации или выполняемым функциям. Наибольшей популярностью в данном сегменте пользуется прибор ДД-2115. Он «помогает» в оценке плунжерных пар, их технического состояния. Кстати, плунжерные пары очень важны для корректной работы ТНВД, поскольку выполняют регулировку количества впрыскиваемого топлива и его дальнейшее распределение по цилиндрам. Плунжера изготавливаются из высокопрочной и устойчивой к коррозии хроммолибденовой стали. Несмотря на улучшенные свойства используемого материала, деталь все равно подвержена износу. Выход из строя плунжерной пары может спровоцировать некачественное топливо — ведь наибольшим разрушающим воздействием на плунжера обладает вода. Изношенная плунжерная пара подлежит обязательной замене. То же самое выполняется и с другими изношенными запасными частями.

Нужно также понимать, что существуют узкопрофильные ремонтные операции — как, например, сварка кузова или ремонт ТНВД Камаза. Иногда непросто бывает найти хороших специалистов для выполнения работ. Однако сделать это вполне возможно, если воспользоваться рекомендациями знакомых.

Сведения о дизельном топливе

В зави­симости от условий применения по ГОСТ 305—82 установлены следующие марки ди­зельного топлива: Л (летнее), 3 (зимнее) и А (арктическое). Их выбор зависит от времени года и климатических условий в зоне применения.

Топливо Л используют при температуре воздуха 0 °С и выше;

3 — при температуре окружающего воздуха — 20 °С и выше (если температура засты­вания топлива не выше — 35 °С), — 30 °С и выше (если температура застывания топ­лива не выше — 45 °С);

А — при темпера­туре окружающего воздуха — 50 °С и вы­ше.

Температура застывания зимнего топ­лива соответствует последней цифре в его обозначении.

Летнее топливо более вязкое, при отрицательных температурах в нем вы­деляется парафин в виде хлопьев, а при 10 °С оно утрачивает текучесть.

Последняя цифра в обозначении летнего дизельного топлива характеризует температуру вспыш­ки.

Содержание серы в топливе характери­зует его коррозионные свойства.

В зависи­мости от содержания серы дизельные топ­лива разделены на две подгруппы: с мас­совой долей серы не более 0,2 % и с массо­вой долей серы не более 0,5 % (для топлива марки А не более 0,4 %). Таким образом, топлива второй подгруппы содержат серы примерно в два раза больше.

Для двигате­лей КамАЗ можно применять топливо обеих подгрупп, так как в них используется моторное масло с присадкой, уменьшаю­щей вредное воздействие серы.

Рассмот­рим примеры обозначения дизельных топлив:

Л-0,2-40 ГОСТ 305—82 — топливо лет­нее, содержание серы до 0,2 %, температура вспышки 40 °С;

З-0,5 минус 35 ГОСТ 305— 82 — топливо зимнее, серы до 0,5 %, тем­пература застывания —35 °С;

А-0,4 ГОСТ 305—82 — топливо арктическое, серы до 0,4 %.

Одним из важных показателей, харак­теризующих дизельное топливо, является воспламеняемость.

Впрыскиваемое в ци­линдр топливо начинает гореть не сразу, а спустя некоторое время, называемое пе­риодом задержки воспламенения.

Чем дли­тельнее задержка, тем больше накаплива­ется топлива к моменту воспламенения и тем быстрее в последующем нарастает дав­ление в цилиндре. Это приводит к ударным нагрузкам на детали и сопровождается ме­таллическими стуками («жесткая» работа).

Степень «жесткости» работы дизеля зави­сит от воспламенительных свойств топлива и характеризуется цетановым числом. Чем оно больше, тем короче период задержки самовоспламенения, тем легче пуск двига­теля и «мягче» его работа.

Дизельные топ­лива Л, 3 и А имеют цетановые числа не менее 45.

Регулировка ТНВД дизеля.

Устройства и приборы высокого давления

Регулировка топливных насосов высокого давления

Регулирование ТНВД должно производиться на специальных стендах высококвалифицированными специалистами. При регулировке насоса следует использовать стендовые форсунки или форсунки, с которыми насос был установлен на двигателе, помечая при этом номер каждой форсунки в соответствии с цилиндром.
Перед проверкой и регулировкой насоса высокого давления все форсунки (если используются форсунки с двигателя) должны быть тщательно проверены и отрегулированы на специальном стенде в соответствии с техническими условиями для данного типа и модели форсунок.
После регулировки насоса каждую форсунку следует устанавливать на цилиндр, соответствующий секции насоса, которую регулировали совместно с этой форсункой.

Общая работоспособность плунжерных пар насоса может оцениваться при помощи стендовых форсунок, отрегулированных на давление начала впрыска, превышающее номинальное в 1,8…2 раза. Если в этом случае насос обеспечивает подачу, значит плунжерные пары в нормальном состоянии.

Регулировка цикловой подачи

Основная регулировка топливного насоса – регулировка количества и равномерности цикловой подачи на номинальном режиме. Для этого рейку ТНВД (или дозатор у одноплунжерного насоса) специальным винтом устанавливают в положение номинальной подачи. При номинальной частоте вращения замеряют цикловую подачу всех секций, контролируя уровень топлива в измерительных пробирках для каждой секции насоса.

Читайте так же:
Uc browser синхронизация закладок неудачна

Для контроля величины цикловой подачи по секциям насоса используются стеклянные градуированные пробирки, закрепленные на испытательном стенде и присоединенные к выпускному штуцеру секции, либо (в современных стендах) по дисплею, на котором визуально отображается цикловая подача по секциям испытываемого ТНВД. Цикловая подача должна соответствовать техническим условиям на насос и корректироваться для конкретной модели двигателя.

Отклонение по секциям (неравномерность подачи) допускается не более 3…5%. В противном случае у насосов серии 33 (КамАЗ) и 60 (ЗИЛ) ослабляют крепление корпуса секции и поворачивают его, переставляя на один-два зуба стопорную шайбу корпуса. У некоторых насосов (4УТНМ, ЯЗДА, ЧТЗ) для крепления секций предусмотрены специальные хомуты, которые при необходимости ослабляют и корректируют цикловую подачу поворотом корпуса секции.

Регулирование угла опережения начала подачи

Проверку и регулировку этого угла осуществляют на стенде.

В рядных насосах на первую секцию, а в V-образных насосах серии 33 – на восьмую секцию устанавливают моментоскоп – стеклянную трубку, соединенную через резиновый патрубок с топливопроводом высокого давления (см. рисунок). Рейку устанавливают в положение номинальной подачи и вращая вручную вал насоса (за муфту опережения впрыска), заполняют трубку моментоскопа топливом.
Отвернув вал обратную сторону, и затем медленно вращая его вперед, определяют момент, когда поверхность топлива (мениск) в трубке моментоскопа дрогнет.
Вращение останавливают.
При этом лимб стенда покажет угол до оси симметрии кулачка привода плунжера. Этот угол должен соответствовать техническим условиям для данного конкретного насоса.
Так, для восьмой секции насоса серии 33 (КамАЗ) этот угол должен составлять 42…43˚, а для первой секции насосов 4УТНМ — 56˚.

После проверки первой (или восьмой) секции, моментоскоп устанавливают на остальные секции соответственно порядку работы цилиндров двигателя. Отклонение углов опережения впрыска по секциям не должно превышать 20′.

С целью регулировки угла опережения начала подачи в насосах серии 33 (КамАЗ) заменяют пяту толкателя, которую выпускают 18 ремонтных размеров.
В насосах типа УТНМ, ТН, ЯЗДА для этих целей перемещают винт толкателя плунжера. После регулировки секции этот винт стопорят контргайкой.

Форсунка дизельного двигателя

устройство и регулировка Авто-Мото24.ру

В этой статье мы поговорим про грузовой автомобиль КАМАЗ и в частности о топливном насосе высокого давления. Данный узел является важным элементном в системе любого дизельного двигателя. В случае неисправности ТНВД двигатель попросту прекращает свою работу, поэтому владельцу или механику, который обслуживает КАМАЗ нужно знать устройство, его принцип работы и действия по регулировке топливного насоса.

Устройство и принцип работы узла

Завод-производитель комплектует автомобили КАМАЗ дизельными двигателями, которые соответствуют стандартам Euro-2. На практике в процессе эксплуатации такие моторы показали себя в лучшем свете в первую очередь благодаря надежности узла ТНВД. Перед вами схема, которая описывает устройство топливного насоса и обозначения его деталей.

Устройство ТНВД Камаз

1 – корпус из сплава алюминия; 2 – зубчатое колесо ведущее; 3 – сухарь; 4 – фланец зубчатого колеса ведущего; 5 – шпонка; 6 – привод подкачивающего насоса в виде эксцентрика; 7 – гайка; 8 – зубчатое колесо промежуточное; 9 – палец; 10 – крышка регулятора; 11 – зубчатое колесо регулятора; 12 – державка грузов; 13 – ось грузов; 14 – груз; 15 – шарикоподшипник упорный; 16 – муфта; 17 – палец; 18 – крышка верхняя; 19 – рычаг пружины; 20 – клапан перепускной; 21 – реечная втулка; 22 – рейка; 23 – регулирующая опережение впрыска топлива муфта; 24 – гайка; 25 – шпонка; 26 – уплотняющая муфта самоподжимного типа; 27 – подшипниковая крышка; 28 – подшипник роликовый; 29 – кулачковый вал; 30 – ролик толкателя; 31 – втулка упорная; 32 – пята толкателя; 33 – пружина; 34 – плунжер; 35 – впускное отверстие; 36 – корпус секции; 37 – клапан нагнетательный; 38 – штуцер; 39 – втулка плунжера; 40 – рычаг реек.

Принцип действия заключается в том, что из топливного бака подходит дизельное топливо, которое фильтруется через фильтр тонкой очистки. Насос подкачки топлива обеспечивает давление подачи и направляет горючую жидкость непосредственно в ТНВД. Следуя тактам работы поршневой группы производится распределение дизельного топлива по трубкам к форсункам. Последние в свою очередь производят распыление горючей смеси в камере сгорания.

Остаточное ДТ, а также избыточный воздух возвращаются обратно в бак. Горючая смесь, которая преодолела участок между распылителем и иглой, накапливается в сливных трубках.

ТНВД дополняется насосом низкого давления. Он исполнен в виде поршневого механизма и находится на крышке регулятора. Кулачковый вал из насоса высокого давления приводит в действие насос НД. С торца размещена муфта автоматического типа, которая обеспечивает опережение впрыска ДТ. Её наличие обусловлено изменением частоты вращения коленчастого вала.

Регулировка ТНВД

Для регулировки топливного насоса высокого давления необходимо осуществить:

ТНВД Камаза – ремонт и методы диагностики

Камаз - ремонт

Владельцы грузовиков, оснащенных дизельными силовыми агрегатами, нередко сталкиваются с проблемами, связанными с выходом из строя системы подачи топлива. К примеру, может понадобиться ремонт ТНВД Камаза. Если говорить о мелком ремонте, то его вполне реально сделать своими руками.

Если же у вас нет определенных навыков по ремонту автомобиля, советуем обратиться к опытному мастеру, поскольку топливный насос высокого давления (ТНВД) – достаточно важный элемент системы, поэтому на его ремонте и настройке экономить нежелательно.

Только на специализированных СТО могут выполнить профессиональный ремонт ТНВД, а также провести качественную диагностику этой детали. После проведения ремонтных работ обязательно выполняется регулировка ТНВД, причем для этого надо использовать специальные устройства. Как правило, мастера, которые занимаются подобными видами ремонта, имеют дымометр, механотестер, мотортестер, а также компрессометр для дизельных двигателей.

Проверка ТНВД и его ремонт

Мы рассмотрим несколько «симптомов», по которым вы сможете распознать поломку насоса. Прежде чем делать ремонт ТНВД Камаза, очень важно убедиться в том, что проблема действительно в нем. Итак, основные признаки поломки топливного насоса высокого давления:

  • снижение скоростных показателей авто;
  • отсутствие плавности хода и резкие колебания оборотов двигателя;
  • появление подтеков дизеля в зоне ТНВД;
  • повышение расхода топлива;
  • насос не подает топливо на форсунки;
  • отсутствие реакции двигателя на нажатие педали акселератора.
Читайте так же:
Как правильно отрегулировать главную пару заднего моста уаз

Если же вернуться к вопросу ремонта топливного насоса высокого давления, то в некоторых случаях можно обойтись заменой лишь одной небольшой детали, а в иных приходится делать капремонт ТНВД. К примеру, если плунжерные пары исправны, вполне реально сделать обычный текущий ремонт. Для этого необходимо установить, что именно сломалось, и просто заменить эту деталь.

После этого в обязательном порядке проводится регулировка насоса. Не менее важный этап – стендовые испытания, которые особенно важны в случае капремонта насоса. В некоторых случаях лишь с помощью стенда можно определить причину неисправности насоса. На финальном этапе всех ремонт обязательно необходимо протестировать работу двигателя.

Диагностика поломок ТНВД – основные методы

Прежде всего, выполняется базовая проверка, с помощью которой устанавливается наличие различных посторонних звуков при работе насоса. Если они есть, это явный признак поломки, однако поверхностная диагностика не поможет вам точно определить, что именно нужно заменить. Для качественной проверки придется воспользоваться специальным оборудованием.

Сегодня существует огромное количество разновидностей таких приборов, функциональные возможности которых могут серьезно отличаться. Очень часто мастера применяют прибор под названием ДД-2115. Это замечательное решение для определения состояния плунжерных пар.

Необходимо отметить, что именно от их работоспособности зависит правильное функционирование ТНВД, так как эти элементы регулирует объем подаваемого топлива. Их производят из качественной стали, которая не подвержена воздействию коррозии. Хотя этот материал и обладает неплохими характеристиками, он все же изнашивается. Известны случаи, когда плунжерная пара теряла работоспособность по причине использования топлива низкого качества. Ремонт плунжерной пары невозможен, её просто меняют. Это касается и остальных деталей ТНВД, которые подвержены износу.

Если вы решили сделать ремонт ТНВД Камаза своими руками, советуем вам посоветоваться со специалистами, у которых уже есть опыт выполнения таких работ.

15.6. Проверка и регулировка тнвд , снятого с автомобиля

Наиболее сложными операциями являются проверка, и регу­лировка на специальных стендах топливного насоса высокого давления на начало подачи топлива, равномерность его распре­деления.

Отклонение начала подачи топлива каждой секцией относи­тельно первой не должно превышать 0,5° угла поворота кулачко­вого вала, а неравномерность распределения топлива при уста­новке рейки в положение максимальной подачи топлива не должна превышать 5 % всего объема.

На стендах регулируются пусковая и максимальная цикло­вые подачи топлива, а также работа регулятора топлива: выклю­чение подачи топлива при останове двигателя, автоматическое выключение подачи топлива при установленной максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и частоте начала работы автоматического регулятора.

Стенды для проверки и регулировки ТНВД

Топливоподкачивающий насос и топливный насос высокого давления проверяют на стендах для дизельной топливной аппа­ратуры (рис. 15.14).

Если проводилась замена плунжерных пар или восстанавлива­лось какое-либо соединение в насосе или регуляторе, то перед ре­гулировкой насос проверяют на стенде с полной подачей топлива в течение 10—15 мин без форсунок, а затем 20—30 мин с форсун­ками при частоте вращения кулачкового вала 800—850 мин ‘.

При этом следят за возможным появлением стуков, местных нагревов, подтеканий топлива, масла и других неисправностей. Устранив обнаруженные неисправности, приступают к регули­ровке насоса.

При испытаниях и регулировке на стенде исправный топли­воподкачивающий насос должен иметь определенные значения производительности при заданном противодавлении и давления при полностью перекрытом топливном канале. Так, например, для двигателя ЯМЗ-236 при частоте вращения валика стенда 1050 мин ‘ подача должна быть не менее 2,2 л/мин при противо­давлении 150—170 кПа, а давление при полностью перекрытом канале составлять 380 кПа. Топливный насос высокого давления проверяют на начало, равномерность и величину подачи топлива в цилиндры двигателя. Для определения начала подачи топлива применяют моментоскопы — стеклянные трубки с внутренним диаметром 1,5—2,0 мм, устанавливаемые на выходном штуцере насоса, и градуированный диск (лимб), который крепится к валу насоса. При проворачивании вала секции насоса подают топли­во в трубки моментоскопов. Момент начала движения топлива в трубке первого цилиндра фиксируют по градуированному диску. Это положение принимают за нулевое — начало отсчета.

Подача топлива в последующие цилиндры должна происхо­дить через определенные углы поворота коленчатого вала в соот­ветствии с порядком работы цилиндров двигателя. Для двигателя КамАЗ-740 порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8, подача топлива в пятый цилиндр (восьмой секцией насоса) должна происходить через 45° угла поворота кулачкового вала, в четвертый (четвертой секцией) — 90°, во второй (пятой секци­ей) — 135°, в шестой (седьмой секцией) — 180°, в третий (третьей секцией) — 225°, в седьмой (шестой секцией) — 270° и восьмой (второй секцией) — 315°. При этом допускается неточность интервала между началом подачи топлива каждой секцией относи­тельно первой не более чем 0,5° угла поворота кулачкового вала.

Количество топлива, подаваемого в цилиндр каждой из сек­ций насоса при испытании на стенде, определяют с помощью мерных мензурок. Для этого насос устанавливают на стенд, и вал насоса приводится в действие электродвигателем стенда.

Испытание проводится совместно с комплектом исправных и отрегулированных форсунок, которые соединяются с секция­ми насоса трубопроводами высокого давления одинаковой дли­ны (600+2 мм). Величина цикловой подачи (количество топлива, подаваемого секцией за один ход плунжера) для двигателя КамАЗ-740 должна составлять 72,5—75,0 мм 3 /цикл. Неравномер­ность подачи топлива секциями насоса не должна превышать 5 %, она определяется по формуле

Установка ТНВД на двигатель

При установке ТНВД поднимают автомобиль и проворачива­ют коленчатый вал до положения, соответствующего началу впрыска топлива в первом цилиндре, когда метка 1 (рис. 15.15) на заднем фланце ведущей полумуфты 4 находится в верхнем положении, а фиксатор маховика входит в углубление маховика. ТНВД в сборе ус­танавливают в расточку блока цилиндров без перекосов и совмещают метки II на корпусе ТНВД и муфте опережения впрыска топлива.

Читайте так же:
Ваз 2110 как отрегулировать зазоры багажник

Надев на болты крепления ТНВД пружинные шайбы, затягивают болты в два приема крест-накрест в последова­тельности, указанной на рис. 15.16 (окон­чательный момент затяжки 14—18 Н/м). Не нарушая взаимного расположения меток II (см. рис. 15.15), затягивают болт ведомой пол у муфты привода, устанавли­вают ручку фиксатора маховика в верхнее положение и проворачивают коленчатый вал с помощью ломика, вставленного в люк картера сцепления, на один оборот, после чего затягивают второй болт ведо­мой полумуфты. Затем устанавливают крышку люка и заверты­вают болты крепления.

Сняв технологические заглушки, присоединяют топливопро­воды высокого давления к ТНВД и навертывают соединительные гайки топливопроводов на штуцеры ТНВД и форсунок. Затем ус­танавливают скобы крепления топливопроводов с прокладками и закрепляют их болтами с шайбами. При установке скоб левого ряда цилиндров устанавливают кляммеры крепления тяг остано­ва двигателя и управления подачей топлива с прокладками.

К пневмоцилиндру рычага останова двигателя присоединяют трубку подвода воздуха и завертывают накидную гайку. К блоку ТНВД присоединяют фланец трубки отвода масла с уплотнительным кольцом и завертывают болты, подложив под них пружинные и плоские шайбы. Установив трубку подвода масла в сборе с бол­том и шайбами, закрепляют болт (момент затяжки 45—50 Н/м).

Сняв технологические заглушки, присоединяют к ручному топливоподкачивающему насосу топливопровод, идущий к фильтру тонкой очистки топлива, и закрепляют его штуцером с шайбами. К ТНВД присоединяют топливопровод, подводящий к свечам, и закрепляют его штуцером с шайбами. Сняв технологические за­глушки, присоединяют к ТНВД дренажный и подводящий топли­вопроводы, завертывают их крепления с шайбами. Вынув из отверстия штуцера насоса низкого давления и подводящего топли­вопровода от фильтра грубой очистки топлива технологические заглушки, устанавливают подводящий топливопровод на штуцер насоса низкого давления и присоединяют его, завернув накидную гайку. Установив на двигатель скобу крепления подводящего топ­ливопровода от фильтра грубой очистки топлива к ТННД, завер­тывают болт крепления скобы с пружинной шайбой.

К рычагу управления регулятором присоединяют наконеч­ник тяги и завертывают гайку с шайбой шарового пальца голов­ки тяги. Тяги останова двигателя и управления подачей топлива присоединяют к рычагам и завертывают винты зажимов тяг. Оболочки тяг устанавливают в прижимы кронштейна регулятора и завертывают винты крепления прижимов.

Регулировка насоса на наименьшую частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода

Топливную систему прокачивают ручным топливоподкачивающим насосом в течение 2—3 мин. Затем пускают двигатель, проверяют герметичность системы питания и минимальную час­тоту вращения коленчатого вала, при необходимости устраняют негерметичность и регулируют минимальную частоту вращения, которая не должна превышать 600 -1 . Она регулируется бол­том ограничения минимальной частоты вращения коленчатого вала. После регулировки затягивают контргайку и опускают ка­бину автомобиля.

15.7. ТР системы питания дизеля

Неисправные форсунки снимают с двигателя, разбирают и очищают от нагара. Для размягчения нагара распылители погру­жают в ванночку с бензином. Очищают распылители с помощью деревянного бруска, пропитанного дизельным маслом, а внутрен­ние полости промывают профильтрованным дизельным топли­вом. Сопловые отверстия прочищают специальными приспособ­лениями или стальной проволокой диаметром 0,4 мм. Нельзя применять для очистки распылителей острые и твердые предметы или шлифовальную шкурку. Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промывают в чистом бензине и смазывают профильтрованным дизельным топливом. После этого игла, выдвинутая из корпуса распылителя на 1/3 длины направляющей поверхности, при наклоне распылителя под углом 45° должна полностью опус­титься под действием силы тяжести. При сборке форсунки под­жимают распылитель до упора его в проставку, а затем затягивают гайку распылителя (момент затяжки 70—80 Н/м).

Собранную форсунку устанавливают на прибор КИ-652 (рис. 15.17) и с помощью рычага нагнетают в нее топливо при включенной полости манометра 6 прибора, для чего предвари­тельно открывают вентиль 5. В момент начала впрыска топлива определяют по манометру давление начала подъема иглы распы­лителя, которое должно соответствовать 18,5 МПа. В противном случае форсунку регулируют с помощью регулировочных шайб или регулировочного винта (в зависимости от модели форсун­ки). При регулировке шайбами отвертывают гайку распылителя, предварительно поджав распылитель к форсунке, и снимают распылитель, проставку и штангу. С увеличением толщины регу­лировочных шайб давление подъема иглы повышается, с умень­шением — понижается. При регулировке винтом отвертывают гайку пружины форсунки и, вращая винт отверткой, добиваются требуемого давления начала подъема иглы распылителя.

Качество распыливания топлива определяют визуально. Для этого отключают полость манометра б, перекрыв вентиль 5, и, нагнетая топливо рычагом / с интенсивностью 70—80 кача­ний/мин, наблюдают за впрыскиваемой струей топлива. Качест­во распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в туманообразном состоянии и равномерно рас­пределяется по поперечному сечению образовавшегося конуса без заметных капелек и струй.

Прецизионные детали (гильза с плунжером, нагнетательный клапан с седлом и шток со втулкой) не разукомплектовывают. Детали моют в керосине (прецизионные детали отдельно). Кор­пус ТНВД изготовляют из сплава алюминия АЛ9. Детали плун­жерной пары изготовляют из стали 25Х5МА. Такой дефект, как заедание плунжера во втулке не устраняется. Деталь заменяется. Заедание отсутствует, если плунжер свободно опускается в раз­ных положениях по углу поворота во втулке при установке пары под углом 45°. Износ рабочих поверхностей плунжерной пары, как и следы коррозии на торцовой поверхности втулки, ведут к потере герметичности. Данный дефект устраняют перекомплек­товкой и притиркой. Для этого сам плунжер и его втулку прити­рают (параметры шероховатости Rz 0,1. 0,8; допуски на форму: овальность 0,2 мкм, конусность 0,4 мкм). Затем плунжеры раз­бивают на размерные группы (интервал 4 мкм) и подбирают по соответствующим втулкам. Далее плунжер и втулку притирают, промывают в бензине.

Притирку и доводку выполняют с использованием трех паст: притирка — паста зернистостью 28 мкм (светло-зеленого цвета), доводка — паста зернистостью 7 мкм (темно-зеленого цвета), ос­вежение — паста зернистостью 1 мкм (черного цвета с зеленым оттенком). После каждого процесса притирки и доводки детали необходимо тщательно промывать в чистом дизельном топливе.

Читайте так же:
Как пользоваться прибором для регулировки клапанов для ваз

Затем плунжерную пару проверяют, как было указано выше.

Нагнетательный клапан в сборе с седлом изготовляют из ста­ли ШХ-15 твердостью 58. 64 HRC.

На рис. 15.18 показаны места основных дефектов. Риски, за­диры, следы износа и коррозия на конусных и на направляющих поверхностях, а также на торце седла и разгрузочном пояске клапана устраняют притиркой на плите с помощью притироч­ных паст. При этом седло клапана крепят в цанговой державке за резьбовую поверхность. Параметр шероховатости торцевой поверхности седла Ra 0,16, а направляющего отверстия и уплот­няющего конуса Ra 0,08. После подбора и притирки клапанную пару не обезличивают. Отсутствие заедания клапана в седле оп­ределяется его свободным перемещением под действием силы тяжести в разных положениях (разный угол поворота) после вы­движения клапана из седла на ‘/3 его длины.

После сборки приборы высокого давления системы питания прирабатываются, регулируются и испытываются на стендах.

15.8. Электронные системы управления работой дизеля

В настоящее время электронные системы управления рабо­той двигателя получают все большее применение на легковых и грузовых автомобилях. В данных системах используется элек­тронный блок управления (ЭБУ). На рис. 15.19 приведена схема управления работой дизеля с помощью ЭБУ.

Датчик 6 выполня­ет контроль давления топлива в рейке-аккумуляторе 7 и осуще­ствляет электрическое управление цикловой подачей топлива (через форсунки 8) и углом опережения впрыска топлива в соот­ветствии с режимами работы двигателя. Из топливного бака / через фильтр 2 и топливоподкачивающий насос 3, используемый в основном для удаления воздуха из системы, ТНВД 4, работа которого контролируется ЭБУ, топливо подается в рейку-акку­мулятор. При этом величина давления топлива устанавливается редукционным клапаном 5 и контролируется ЭБУ.

Давление впрыска топлива на современных автомобилях с электронным управлением работой дизеля увеличено до 130—150 МПа при минимальном отклонении его значения каж­дой форсунке, что достигается использованием общей для всех форсунок рейки-аккумулятора топлива. На некоторых автомоби­лях в качестве форсунок применяются насос-форсунки, приво­димые в действие от специальных кулачков на распределитель­ном валу двигателя.

Для контроля технического состояния электронных систем используют электронные диагностические средства.

Контроль давления в топливных системах бензиновых двига­телей и дизелей осуществляется при техническом обслуживании и ремонте автомобилей с использованием деформационного ма­нометра, что предусматривает определение технического состоя­ния без снятия с автомобиля топливного насоса, фильтра, регу­лятора давления топлива (редукционного клапана) и форсунок.

Вопросы для самопроверки

1. Как работает ТНВД дизеля?

2. Перечислите основные неисправности системы питания дизелей.

3. Как проверяют герметичность топливной системы дизеля?

4. Где применяют моментоскоп и как им пользуются?

5. Как проверяют, очищают и регулируют форсунки?

6. Как регулируют минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя?

Лабораторная работа 2. Проверка и регулировка ТНВД клапанного типа.

1 1 Лабораторная работа 2. Проверка и регулировка ТНВД клапанного типа. Тема: Проверка и регулировка ТНВД клапанного типа с регулировкой по началу подачи топлива. Цель: Приобрести практические навыки по проверке и регулировке ТНВД. Оборудование: ТНВД двигателя ДР 30/50, моментоскоп, индикаторное Рис. 1. Конструкция ТНВД клапанного типа приспособление, манометр, чистая бельевая ветошь.

2 2 ТНВД двигателя ДР 30/50. Устройство односекционного насоса (рис. 1) двигателей завода «Русский дизель»: в стальном корпусе 11 гайкой 12 крепится втулка плунжера 14, плунжер 15 опирается на толкатель 2; ролик толкателя 1 катится по кулачной шайбе и прижимается к ней пружиной 13; в корпусе насоса размещаются нагнетательный 10 и перепускной 8 клапаны; канал над клапаном 8 закрывается пробкой 9, под которой ставят заглушку; клапан приводится в действие от составного толкателя (7 и 4) с регулировочным винтом 6, который фиксируется гайкой 5; отсечной рычаг 16 опирается на шейку 3 эксцентрикового валика 19, на конец которого насажен рычаг 18 для присоединения к общей тяге управления топливоподачей (17 корпус толкателя). Моментоскоп (Рис.2) приспособление для определения нулевой подачи и угла опережения подачи топлива. Он состоит из стеклянной или пластиковой трубки 5 с внутренним диаметром 1 2 мм, соединенной резиновой трубкой 4 с отрезком топливопровода 3 высокого давления. 4 Накидная гайка 1 с прокладкой 2 служит для присоединения моментоскопа к штуцеру топливного насоса высокого давления. 2 3 Введение. Техническое состояние и 1 правильность регулировки ТНВД имеет решающее значение в экономичной, и надежной работе двигателя, повышает его экологичность. Своевременная подача топлива в цилиндр способствует его наиболее полному сгоранию, эффективному использованию энергии сгоревшего топлива и Рис. 2. Моментоскоп увеличению срока службы двигателя. Подача топлива с заданным давление обеспечивает качественное распыливание, перемешивание и сгорание топлива. Подача топлива в требуемом количестве непременное условие развития двигателем необходимой мощности. Порядок работы: 1. Проверка герметичности насоса. 2. Проверка и установка положения «0» подачи насоса 3. Проверка и регулировка угла опережения подачи топлива φ оп. 4. Проверка и регулировка цикловой подачи g ц.

3 3 Существует множество способов проверки регулировки топливных насосов клапанного типа. Решающими факторами в выборе того или иного метода являются рекомендации завода изготовителя, условии проведения работы (на двигателе или в мастерской) опытность и подготовленность персонала, наличие необходимых приспособлений и вид топлива, на котором работает двигатель. Рис. 3. Приспособление для проверки на герметичность

4 4 1.Проверка ТНВД на герметичность (плотность). Проверку делают различными способами, наиболее простой и распространенный следующий: провернуть двигатель ВПУ на передний ход, установить ролик толкателя насоса на цилиндрическую часть кулачной шайбы. топливную рукоятку двигателя устанавливают на полную подачу топлива отсоединить нагнетательный трубопровод от штуцера насоса и удалить нагнетательный клапан топливо подаем к насосу и прокачать его вручную до полного удаления воздуха из нагнетательного трубопровода на нагнетательный штуцер установить манометр ручным рычагом создать в насосе давление 20 МПа плотность считается нормальной, если ТНВД сохраняет указанное давление в течение с новыми плунжерными парами и 5-7 с находящимися в эксплуатации 2.Проверка «0» подачи насоса. Нулевой подачей топлива ТНВД называют такое положение плунжерной пары, при котором отсутствует подача топлива от ТНВД к форсунке. Цель проверки и регулирования топливного насоса на нулевую подачу получить одновременное выключение всех насосов при остановке дизеля. Первый способ. Если двигатель работает исключительно на дизельном топливе, то можно использовать следующий метод: установить рукоятку пуска дизеля в положение «стоп», повернуть коленчатый вал и, устанавливая поочерёдно топливные кулачки рабочей частью вниз, отсоединить нагнетательный трубопровод от топливного насоса. ТНВД прокачивать топливом, используя рычаг ручной прокачки. При правильной регулировке нулевой подачи топливо не должно вытекать из насоса. Второй способ. Если двигатель работает на тяжелом топливе, то в целях достоверной проверки необходимо запускать циркуляционные насосы. В этом случае для проверки нулевой подачи насоса, установленного на двигателе, можно использовать приспособление для проверки плотности (Рис.3), заменив установленный манометр на другой с пределом измерения, немного превышающим давление топлива в системе. установить топливный вал управления подачей топлива в положение нулевой подачи или 3 деления, не доходя до него для гарантии. вращать двигатель ВПУ или прокачивать ТНВД рычагом давление. давление на манометре должно оставаться без изменений

Читайте так же:
Регулировка клапанов камаза 53212

5 5 для проверки топливных насосов двигателей небольшой мощности Третий способ. Этот способ проверки нулевой подачи заключается в контроле положения перепускного клапана 8. Если клапан закрыт, то происходит подача топлива. Для контроля положения перепускного клапана 8 используется приспособление, изображенное на рис.4, состоящее из двух индикаторов часового типа, ножка одного ( 1) из них упирается на плунжер, а другого ( 2) на перепускной клапан. Установить топливный вал управления подачей топлива в положение максимальной подачи. Установить плунжер насоса в положение ВМТ, что будет соответствовать максимальному значению индикатора, ножка которого упирается в плунжер. В этом положении между частями 7 и 4 составного толкателя перепускного клапана должен быть зазор. Наличие зазора гарантирует закрытое положение перепускного клапана. Вращая кольцо индикатора 2 совместить нулевое значение шкалы со стрелкой прибора. Рис.4. Индикаторное приспособление Установить топливный вал управления подачей топлива в положение нулевой подачи или 3 деления, не доходя до него для гарантии. При этом показании индикатора 2 изменятся в сторону увеличения, так как клапан, приподнявшись, откроется. При вращении двигателя ВПУ или прокачивании рычагом показании индикатора 2 не должны быть меньше 0,5 мм. В случае несоответствия отрегулировать зазор регулировочным винтом 6, который фиксируется гайкой 5. 3.Определение угла опережения подачи топлива ϕоп. Первый способ Определить угол начала подачи топлива можно с помощью приспособления, изображенного на Рис.3, установив для большей точности манометр с пределом измерения немного превышающим давление в топливной системе. установить топливный вал управления подачей топлива в положение максимальной подачи. вращать двигатель ВПУ до момента страгивания стрелки манометра. по маховику определить угол начала подачи топлива. Для проверки топливных насосов двигателей работающих исключительно на дизельном топливе вместо манометра можно использовать моментоскоп.

6 6 Страгивание уровня топлива в прозрачной трубке будет соответствовать моменту начала подачи топлива. Второй способ Определение угла начала подачи топлива с помощью приспособления, изображенного на Рис.4. установить топливный вал управления подачей топлива в положение максимальной подачи. вращать двигатель в направление «вперед» до тех пор, пока плунжер насоса не придет в верхнее положение. установить индикатор положения клапана на «0». вращать двигатель в прежнем направлении до того момента, когда стрелка индикатора 2 вновь встанет в нулевое положение. снимаем значение угла начала подачи топлива (ϕ нпн) с маховика. Изменение угла опережения подачи топлива производят изменением Рис.5. Кулачная шайба положения кулачной шайбы. Для изменения положения кулачной шайбы необходимо ослабить гайку 3, установить кулачную шайбу 2 в новом положении и затянуть гайку 2. При перемещении кулачной шайбы по направлению вращения распределительного вала угол опережения подачи топлива увеличивается, и наоборот уменьшается. Увеличение угла опережения подачи топлива ведёт к увеличению максимального давления цикла (p z) и снижению выхлопных газов (t г), что ведёт к повышению механической и снижению тепловой напряженности двигателя. И наоборот. 4. Проверка и регулировка цикловой подачи gц. Изменение подачи одновременно по всем насосам двигателя осуществляется изменением момента закрытия перепускного (впускного) клапана 4, что достигается поворотом эксцентрикового валика 19 рис.1. Валик связан с регулятором числа оборотов и рычагом управления двигателем. Регулирование величины подачи по отдельным цилиндрам достигается изменением зазора между частями составного толкателя путем подкручивания регулировочного болтика 6 (рис 1). Вворачивание болта 6 приведет к увеличению цикловой подачи, выворачивание к уменьшению. Цель регулирования достижения равномерности подачи топлива по цилиндрам. Допускается максимальное отклонение от среднего по цилиндрам 6%. Регулировка цикловой подачи топлива, как правило, производится по результатам индицирования двигателя. 5. Ответить на контрольные вопросы

7 7 Контрольные вопросы 1. Что такое моментоскоп? 2. Что такое нулевая подача? 3. Какова цель проверки и регулирования топливного насоса на нулевую подачу 4. К чему ведёт увеличение угла опережения подачи топлива? 5. Чем достигается изменение подачи одновременно по всем насосам двигателя? 6. Чем достигается изменение подачи регулирование величины подачи по отдельным цилиндрам? 7. К чему приведет вворачивание болта 6? 8. С какой целью выполняется регулировка ТНВД отдельных цилиндров? 9. Какое максимальное отклонение от среднего по цилиндрам допускается? 10. Каким способом можно проверить «0» подачу у ТНВД клапанного типа с регулировкой по началу подачи? 11. Для чего служит плунжерная пара? 12. Чем регулируют φ нпн у ТНВД с регулированием по началу подачи? 13. На основании, каких данных обычно производится регулировка цикловой подачи топлива? 6. Запись в отчете: 1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы; 2. Описать порядок выполнения работы. Использованная литература 1. Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том 1. / И.В.Возницкий, А.С.Пунда М.:МОРКНИГА, с. 2. Возницкий И. В. Судовые дизели и их эксплуатация / И.В.Возницкий, Е.Г.Михеев М.:Транспорт, с 3. Королёв Н.И. Регулирование судовых дизелей (Б-ка судомеханика) — 4-е изд., перераб. И доп. М.:Транспорт 1983, 144 с. стр.50-63

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector