Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода

Смысл назначения РХХ — регулятора холостого хода, вытекает из его названия — стабилизация оборотов двигателя на холостом ходу.

Регулятор холостого хода

Принцип работы и местонахождение РХХ

Вкратце, все происходит следующим образом. Когда двигатель работает на холостых, в него поступает определенный объем воздуха, который позволяет ему ровно функционировать.

ДПКВ учитывает количество оборотов, эти данные поступают на блок управления, с которого на РХХ дается команда уменьшить или увеличить подачу воздуха. Что он и делает, игнорируя прикрытую дроссельную заслонку.

Устройство регулятора холостого хода

Устройство РХХ: 1) клапан; 2) корпус регулятора; 3) обмотка статора; 4) ходовой винт; 5) штекерный вывод обмотки статора; 6) шариковый подшипник; 7) корпус обмотки статора; 8) ротор; 9) пружина.

Если прогреть двигатель до рабочей температуры, контроллер автоматически начинает поддерживать обороты холостого хода. Если же двигатель не нагрелся до нужного градуса, тогда сам контроллер за счет РХХ увеличит обороты, тем самым обеспечив прогрев двигателя на повышенных оборотах. Такой режим работы двигателя разрешает начать движение автомобиля сразу, без прогрева.

Где находится регулятор холостого хода? Да в корпусе дроссельной заслонки — там крепится двумя винтами. Встречаются автомобили, головки крепежных винтов на которых могут быть рассверлены или же сами винты посажены на лак, что, безусловно, может значительно усложнить замену или прочистку воздушного канала РХХ. В таких случаях крайне сложно обойтись без демонтажа корпуса дроссельной заслонки.

В настоящее время автопроизводители используют следующие типы регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный.

Рассмотрим каждый из перечисленных типов более детально.

Соленоидный регулятор холостого хода работает, используя электромагнитную силу. Так, когда на его катушку подается напряжение, сердечник втягивается, а механически связанная с ним заслонка поднимается, открывая тем самым воздушный канал. Когда напряжение пропадает (то есть, соленоид отключается), заслонка возвращается на свое место, перекрывая канал.

Регулировка работы соленоидного РХХ выполняется путем изменения частоты подачи командных сигналов на исполнительный орган. Для того чтобы пропустить через себя точно отмеренное количество воздуха, на рабочий орган подаются сигналы большой частоты. Это позволяет подавать воздух небольшими порциями.

Шаговый регулятор холостого хода имеет в своей конструкции кольцевой магнит, а также четыре электромагнитные обмотки. На них поочередно подается напряжение, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле, заставляющее вращаться управляющий ротор. Он соединен с исполняющим механизмом, который и запирает или отпирает воздушный канал.

Что касается роторных регуляторов холостого хода, то они управляются с использованием частотных импульсов. Алгоритм работы схож с соленоидным типом, однако вместо соленоида в данном случае используется именно ротор.

Неисправности регулятора холостого хода

Как и любая другая деталь, РХХ не застрахован от поломок. При этом признаки выхода из строя во многом сходны с теми, которые возникают при проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки. Только в отличии от ДПДЗ, уведомление об ошибке (чек энджин) — не появится, поскольку регулятор ХХ — устройство исполнительное.

О неисправности РХХ можно судить по таким признакам:

Обрыв электро цепи на РХХ

Обрыв электропроводки на РХХ

  1. Неустойчивость оборотов двигателя на холостом ходу, в некоторых случаях отключение двигателя (если не поддерживать обороты с помощью педали акселератора).
  2. Снижение или повышение оборотов без причины.
  3. Полная остановка двигателя в момент включении передач или при трогании машины с места.
  4. При холодном запуске двигатель работает не на повышенных оборотах.
  5. Падение оборотов двигателя на холостом ходу при включении фар или печки.

Далее рассмотрим причины неисправности регулятора холостого хода. Их всего две:

  • естественный износ направляющей иглы регулятора;
  • обрыв электрических контактов внутри корпуса регулятора.

Как проверить регулятор холостого хода

Исходя из этих симптомов, можно сделать вывод, что регулятор холостого хода нуждается в проверке. Существует несколько методов.

Проверка мультиметром

Несколько способов проверить РХХ

Самый известный способ. Сначала надо выключить зажигание и отсоединить фишку жгута от регулятора. Затем мультиметром померить сопротивление обмоток. Если между С и В, А и D показывает обрыв цепи, не стоит волноваться, так и должно быть. А вот между А и В или С и D сопротивление должно находится в пределах 40-80 Ом.

Проверка самодельным тестером

На впрысковых авто от проверки мультиметром мало толку. Зачастую поломка РХХ кроется в том, что регулятор заедет в открытом или закрытом состоянии.

Читайте так же:
Синхронизации времени для стран

Если вышло так, тогда подойдет и самодельный тестер, который можно смастерить своими руками из трансформатора переменного тока на 6В (подойдет от обычной зарядки для мобильного телефона). Играя выключателями, следует проверить ход штока регулятора холостого хода. При исправном штоке лампочка будет еле светиться, а яркий свет говорит о том, что шток где-то заедает.

Визуальный осмотр

Самая простая и, пожалуй, первоочередная диагностика — визуальный осмотр. Он проводится после демонтажа узла из посадочного места. При визуальном осмотре можно выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие, видимые глазу, неисправности. Однако если в процессе такой проверки вы выявили повреждение останавливаться лишь на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку для выявления возможных причин поломки.

Если в случае выполнения визуальной проверки вы обнаружили значительное загрязнение корпуса или внутреннего объема регулятора, то рекомендуем вам выполнить его очистку. Причем независимо от того, находится ли РХХ в исправном или неисправном состоянии.

РХХ и дроссельная заслонка

РХХ и дроссельная заслонка

Снятие/замена РХХ

Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:

  1. Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
  3. Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
  4. Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.

Расстояние от фланца до крайней точки иглы

Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине. Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки. Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.

Как не попасться на подделку при выборе РХХ

Если проверка показала поломку регулятора, стоит быть готовым к его замене, о которой было упомянуто чуть выше. Если говорить о РХХ на ВАЗ, то по качеству и надежности выделяются регуляторы холостого хода ОМЕГА и КЗТА (Калуга). Разумеется, речь идет об оригинальных деталях, а не подделках.

Сама поддельная деталь тоже имеет изъяны. Как правило, это люфт направляющей втулки и самой шляпки. Со временем люфт только увеличивается, что негативно сказывает на работе РХХ. Кроме этого на корпусе регулятора может быть зазор, из-за которого появится подсос воздуха. Не исключена и плохая припайка контактов.

Уберечься от подделки можно и с помощью самого производителя, который применяет меры защиты. Это может быть уникальный код запчасти, который можно сверить по СМС или на сайте.

РЕМОНТ ЭБУ

Клапан регулировки холостого хода ( РХХ), это прибор, который по команде блока управления (цифровой сигнал, калиброванный электроток) изменяет проходной зазор воздушной магистрали в обход дроссельной заслонки. Фактически он выполняет роль маленькой второй педали газа, которая автоматически нажимается и отпускается удерживая холостые обороты двигателя на требуемом значении.

Механически, клапан состоит из электромагнита (соленоида, катушки), сила втягивания которого пропорциональна электротоку подаваемому от ЭБУ, и противодействующей этой силе калиброванной пружине, на штоке, перемещающем тарелку (или поршень в поздней модели) клапана, который перекрывает проходное отверстие воздушной магистрали. Чем больше ток клапана, тем выше сила электромагнита, перетягивающая пружину и тем больше воздушный зазор, который и играет роль "педали газа" подавая больше воздуха и повышая обороты двигателя.

Частой неисправностью клапана является заклинивание (от копоти всасываемой системой отсоса картерных газов) и поломка/ослабление калибровочных пружин клапана, реже электрический обрыв. Неисправности клапана, а также его загрязнение приводят к очевидным проблемам с нестабильностью холостых оборотов, повышенным или пониженным оборотам, «пилением» оборотов, к остановке двигателя после резкого сброса газа. Также возможны проблемы с запуском, повышенным и расходом топлива. И наконец, с неисправным или загрязненным РХХ может оказаться невозможно успешно провести необходимые (тут описано почему "необходимые") для этих двигателей регулировки, описанные тут

ПЕРЕД регулировкой всегда необходимо прочищать как РХХ, так и дроссельную заслонку, так как накопившееся копоть нарушает размеры воздушных зазоров, что искажает регулировки. Иначе в случае прочистки ПОСЛЕ регулировки последняя будет нарушена (могут появится все вышеописанные проблемы) и ее потребуется проводить заново.

Читайте так же:
Параметры регулировки топливного аппаратуры

Какие бывают клапана

Ввиду дороговизны и редкости регуляторов на разборках, часто практикуется установка регуляторов от других двигателей, "с виду похожих". Это недопустимо, так как регулятор холостого хода – высокоточный прибор, имеющий калиброванную характеристику (зависимость проходного сечения воздуха от электротока клапана ) и для разных двигателей она разная. С некорректной характеристикой, двигатель не удастся заставить работать корректно. Точно то же происходит если характеристика изменилась вследствие поломки и/или загрязнения клапана.

Рекомендуется, несмотря на цену ставить НОВЫЕ клапана (китайского производства), а не такие же как Ваш «полумертвый» б/у с разборок.

Клапаны на систему Digifant, двигатели PF/PB/1P бывают старые до 90 года номер (037906457D) тарельчатого типа, и после 90 года (037906457C) поршневого типа (с утолщенной передней частью). Они взаимозаменяемы (старый рекомендуется менять на новый), имея в виду, что при регулировке двигателя обороты холостого хода будут устанавливаться в соответствии с типом клапана — 850+-50 на новом клапане и 950+-50 на старом. На Audi, мотор 2.0 ABK "старые" клапана 037906455D ставились до середины 93 года, потом пошли VDO 048133455. На T4 "старых" клапанов не ставилось, шли сразу "новые" 037906457С, и после середины 1996 года пошли VDO 048133455 VDO не взаимозаменяемы со старыми ввиду механической несовместимости.

Вы спросите, зачем же об этом писать — это же так просто — "сунул-вынул и пошел"?! К сожалению, увы, даже тут горе мастера во всяких сервисах умудряются напортачить! Не раз приезжали клиенты, жалуясь на проблемы с холостым ходом. Причина оказывалась проста — клапан болтался, а не стоял на месте, в то время, как МАЛЕЙШИЙ ПОДСОС вакуума и негреметичность впускного тракта нарушает работу двигателя!

Для предотвращения АБСОЛЮТНО НЕДОПУСТИМЫХ подсосов, в двигателях объемом 2 литра и более 2E, AAF, AAC клапан вставляется во впускной коллектор через резиновую уплотнительную втулку. После снятия клапана, (что действительно — несложно), для того,чтобы его поставить назад необходимо СНАЧАЛА установить втулку во впускной коллектор,и только ПОТОМ вставить в нее клапан. Если сделать наоборот — напялить втулку на выпускной патрубок клапана, как пытаются делать неграмотные люди, и попытаться все это запихнуть во впускной коллектор — ОНА НЕ ВЛЕЗЕТ!

Как правило такие "мастера" потыкав клапан со втулкой в отверстие впускного коллектора, и убедившись, что оно уперлось и "дальше не лызе" просто бросают все "как получилось" не обращая внимание, что клапан стоит криво и вываливается и сдают машину клиенту.

Настоятельно рекомендую обратить внимание, на состояние этой уплотнительной втулки, так как часто от старости она рвется, усаживается, и не обеспечивает требуемую герметичность. К сожалению их уже невозможно купить новых, поэтому приходится ремонтировать ее подручными средствами — изолентой, герметиками и т.д. Обратите внимание, чтобы такой "ремонт" не потерял герметичность через пару дней, так как плохие изоленты и герметики — расползаются от жары и времени!

В двигателях PF/PB/1P/RV — выпускной патрубок клапана соединяется с впускным коллектором пластиковой трубкой через угловой РЕЗИНОВЫЙ переходник. Резина за 20 лет ослабевает от масляных паров, и под действием вакуума в коллекторе, может СХЛОПЫВАТЬСЯ внутрь на холостом ходу, перекрывая воздушный канал. Поскольку эти переходники уже не производятся, купить их новые невозможно, а те что с разборки будут точно такие же, то рекомендуется вставить внутрь углового переходника присоединенного к клапану, пружину подходящего диаметра (у меня для этого подходили разные пружинки от тормозных суппортов), что будет не давать резине схлопываться, но в то же время не мешать проходу воздуха. Ну и не излишне будет сказать о том, что все соединения шлангов и патрубков клапана должны быть герметичны, и конечно же, стоит использовать для их закрепления нормальные винтовые хомуты, а не "проволочки"!

Бывшие же в употреблении клапана как в процессе эксплуатации (1 раз в год-два), перед регулировкой или заменой рекомендуется тщательно чистить от нагара.

КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ следовать идиотским советам "в интернете" пытаться разбирать клапан для чистки!! Во-первых в этом НЕТ НИКАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ — клапана прекрасно чистятся средством для чистки карбюраторов, щеткой, спичкой, отверткой и сжатым воздухом (можно из баллончика). При такой чистке вся копоть из зазоров, что влияет на работу клапана удаляется успешно. Во-вторых не будучи специалистом и не имея опыта ОЧЕНЬ ВЕЛИКА ВЕРОЯТНОСТЬ если не фатального повреждения уже достаточно изношенной механики клапана, то НАРУШЕНИЯ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ, что приводит к проблемам описанным выше!! Еще раз напоминаю — это ТОЧНЫЙ КАЛИБРОВАННЫЙ ПРИБОР, а не просто пружинка с лопаткой, при нарушении калибровки он становится БЕСПОЛЕЗЕН, а попытки настроить двигатель после этого — изнуряющей и безрезультатной битвой головы об стену.

Читайте так же:
Регулировка рулевого редуктора тлк 80

Проверка клапана и восстановление калибровки

Механическая исправность клапана проверяется отверткой по перемещению штока. Он должен ходить легко без заклинивания. Если это не так, обычно достаточно провести промывку так как других причин заклинивания кроме копоти не бывает.

Электрически клапан можно проверить на двигателе — при включенном зажигании, исправном ЭБУ и проводке, если клапан взять в руку он будет вибрировать, однако иногда, в случае загрязнения, подклинивания, из за неисправности ЭБУ и по другим причинам, вибрация может быть очень слаба, тогда можно попробовать приложить клапан к уху, услышав "гудение". В любом случае, не обнаружив вибрации не стоит сразу делать заключение о неисправности клапана или ЭБУ, следует проверить сопротивление между клеммами клапана, оно должно быть не больше 4 Ом, что будет говорить об исправности его обмотки.

Если есть подозрение на неисправность ЭБУ по управлению клапаном, следует замерить ТОК КЛАПАНА. Ток (не напряжение!) должен быть в пределах 0.39-1.10А и флуктуировать при работе двигателя на холостых оборотах, заметно увеличиваясь при включении потребителей энергии — фар, печки, и уменьшаясь при их отключении. Если тока нет вообще, или он не в норме, или абсолютно не меняется, то при всем остальном исправном (в первую очередь датчике температуры, его проводке, клапане с его проводкой) это будет свидетельствовать о неисправности ЭБУ.

ВНИМАНИЕ!! НЕДОПУСТИМО проверять клапан путем подачи на его клеммы 12 вольт от аккумулятора — клапан может сгореть! Также бессмысленно измерять напряжение на клапане при его работе, клапан управляется ТОКОМ , который формируется ЦИФРОВЫМ ШИМ сигналом с ЭБУ, а не напряжением!

По центру впускной трубы клапана (не касается VDO — 048133455!) расположен калибрующий винт устанавливающий НАЧАЛЬНЫЙ ЗАЗОР клапана, обычно он законтрен желтой краской. Если краска не тронута, то трогать и крутить его НЕДОПУСТИМО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ, какие бы Вы советы от дураков на эту тему не прочитали "в интернете"! Смещение этого винта от заводского положения НЕ ПОМОЖЕТ решить ни одну проблему, а только усугубит. Если же краска уже сорвана и есть подозрение, что кто-то уже последовал идиотизму, то винт НЕОБХОДИМО вернуть на положенное место. На картинке справа показано как.

Кроме калибровки НАЧАЛЬНОГО положения клапана, также калибруется его противодействующая пружина, то есть характеристика — зависимость зазора (количества проходящего воздуха) от поступающего с ЭБУ тока. Самостоятельно без калибровочного стенда эту калибровку можно только проверить, и поэтому где находится винт калибрующий эту характеристику я Вам не скажу в этой статье, во избежании эпидемии идиотских советов и дураков раскручивающих этот винт. Кому очень хочется испортить свой клапан, пишите личное сообщения по контактам на сайте я отвечу.

К сожалению последняя калибровка ввиду ржавления и поломки пружины часто сбивается, поэтому ниже я расскажу как как ее проверить. ВНИМАНИЕ! Проверка возможна только на двигателях PF/PB/1P, для 2E, ABK и автомобилей T4 эта методика невозможна, для этих двигателей возможно проверить клапан только при наличии стенда выдающего калиброванный ток, величины описанной в инструкции ниже.

При проверке клапана, стоит оценить плавность хода и отсутствие подклинивания штока путем перемещения его тонкой отверткой. Точно также, при чистке, следует перемещать шток, чтобы обеспечить попадание чистящей жидкости в зазоры.

Проверка калибровки клапана для двигателей PF/PB/RV/1P (1.8л) и только для них.

Для приблизительной оценки соответствия зазора клапана калибровочной кривой, на двигателях PF/PB/1P/RV следует подключить снятый клапан к разъему, чтобы наблюдать его положение. Начинаем с начального положения: в старом ( 037906457D) клапане при выключенном зажигании тарелка должна плотно с усилием закрывать впускную трубу. В новом ( 037906457С) поршень должен перекрывать впускное окно с запасом, а с нижнего (нерабочего) края поршня оставаться зазор 0.1-0.3mm. Далее проверяем положение на калиброванном токе: для этого следует ОТКЛЮЧИТЬ голубую фишку датчика температуры и включить зажигание. В этом случае блок выдаст на клапан ток 420mА и клапан должен принять положение, где воздушный зазор составит около 0.1mm. Если зазор окажется заметно больше или отсутствовать – калибровка клапана нарушена. Для дополнительной проверки на других токах можно включать зажигание при разных значениях температуры двигателя (или соответствующего резистора, установленного вместо датчика температуры). Токи клапана будут расти и пропорционально им – зазор. При 90градусах, ток 500mА, при 20 – 630mА, при 0 — 690mА, при -5 830mА, при -20 900mА. Резисторы каких номиналов следует подключать вместо датчика температуры, чтобы "эмулировать" требуемую температуру можно узнать в схемах здесь . Там указаны таблицы значений датчиков в зависимости от температуры.

Читайте так же:
Как отрегулировать холостой ход на додж караване

Максимальный ток клапана, который может подать ЭБУ составляет 1100 мА, примерный размер зазора на этом токе составляет около 3/4 размера окна, см. фото справа. Фото ориентировочное, так как оно снято далеко не с нового фабрично калиброванного клапана.

Следует отметить, что значительный износ поршневой группы — повышенные выбросы паров масла и продуктов сгорания в картер и последующее их попадание во впускную систему через клапан отсоса картерных газов также приводят к проблемам с регулировкой и работой двигателя. Также повышенное выделение картерных газов при износе, приводит к замасливанию деталей впускного тракта, прорыву диафрагмы клапана отсоса картерных газов, нарушению воздушных зазоров, некорректному измерению расхода воздуха и так далее. То есть нормально отрегулировать сильно изношенный двигатель также может оказаться невозможным.

(С) 2019 Леонид. А.
Копирование без указания первоисточника запрещено.

Диагностика и регулировка регулятора холостого хода

В каждом современном автомобиле есть датчик, отвечающий за правильную работу двигателя, путем регулировки оборотов холостого хода.

Диагностика и регулировка регулятора холостого хода

Увы, но без этой маленькой детали двигатель не сможет получать правильную топливно-воздушную смесь. Это может привести не только к нестабильной работе двигателя, но и в том числе к преждевременному выходу его из строя.

Когда стоит беспокоиться

Диагностика и регулировка регулятора холостого хода 3

Необходимо иметь абсолютно четкое представление о том, какие симптомы в работе автомобиля должны насторожить его владельца:

— на холостых оборотах двигатель работает не устойчиво, его трясет, абсолютно четко определяются броски в плане оборотов;

— во время переключения скоростей, двигатель может просто заглохнуть Этот факт является очень опасным, т.к. не известно, где машина вздумает заглохнуть: на перекрестке или железнодорожном переезде;

— после нажатия на педаль газа, обороты не повышаются;

— в случае включения автомобильных электроприборов, обороты двигателя снижаются.

Выше перечисленные симптомы сигнализируют о потребности принятия срочных мер.

От чего возникают проблемы

Если выявлены проблемы тянуть не стоит! А причины нестабильной работы могут быть следующие:

— проблемы с направляющей иглой (стерлась, деформировалась, заклинила);

— обрыв или плохой контакт проводов внутри самого датчика.

Как правильно произвести демонтаж и монтаж датчика

раньше в карбюраторных двигателях настройка холостого хода производилась при помощи специальных винтов. Процесс был достаточно сложный и требовал хороших знаний, а в идеале и специального оборудования.

В настоящее время ремонтировать автомобиль стало гораздо проще. Рассмотрим последовательность действий при работах по демонтажу-монтажу датчика холостого хода:

— необходимо обязательно заглушить двигатель;

— отсоединяем разъем датчика;

— открутив винты, демонтируем поврежденный датчик холостого хода;

— устанавливаем новый датчик, производя операции в обратном порядке;

— включаем зажигание, но двигатель заводить не стоит. Питание нужно, чтобы электронная система протестировала датчик и подготовила его и себя к совместной работе. Для этого понадобится всего секунд десять-пятнадцать;

— заводим двигатель и проверяем его на оборотах.

Теперь автомобилем можно нормально пользоваться.

Вот, пожалуй, и все основные моменты касательно данного устройства. Некоторые умельцы утверждают, что датчик можно починить, путем впрыскивания в него жидкости «WD-40».

Но лично я бы не рекомендовал лезть датчику в «душу». Все-таки это высокоточный прибор. А после всевозможных впрыскиваний, он может начать работать совершенно по-другому.

Так что это за сомнительная экономия? Тут уж как говорится: «Пришла беда — отворяй ворота!» Т.е. поломался датчик, купи новый и установи аккуратно сам. Вот тебе и экономия будет на автосервисе. Остальное — все мнимые манипуляции с не предсказуемым исходом.

Читайте так же:
Регулировка клапанов фотон 244

РХХ: что это такое

Сегодня, героем нашего повествования станет еще один незаметный и скромный компонент системы автомобиля, который называется регулятор холостого хода, или РХХ. Что такое РХХ, зачем нужно регулировать холостой ход, какими бывают подобные устройства и какие проблемы с ними возникают, обо всем об этом, мы и поговорим.

Для чего нужен РХХ

Каждый раз, когда вы выключаете передачу и отпускаете педаль газа, по логике вещей, двигатель должен бы остановиться, но этого не происходит. Более того, мотор продолжает работать на определенных оборотах, самостоятельно поддерживая их. Если вам захочется включить печку, что-либо из электрооборудования машины на холостом ходу, то обороты двигателя будут автоматически увеличены. А педаль-то газа никто не трогает. Следовательно, подача воздуха в двигатель осуществляется в обход дроссельной заслонки. Вот за эту подачу, как раз и отвечает РХХ. И хотя это устройство характерно для двигателей с непосредственным впрыском топлива, у карбюраторных систем существует отдаленный аналог. Он называется электромагнитный клапан. Вот только регулирует этот клапан подачу топлива через канал холостого хода. А подача воздуха на холостом ходу в карбюраторных автомобилях регулируется руками, при помощи специальных винтов на карбюраторе. И для этой процедуры нужно дополнительное оборудование, ну и необходимые знания, конечно.

РХХ для Лада Калина

Как выглядит РХХ для Лада Калина

Помимо поддержания стабильности работы двигателя на холостом ходу, РХХ отвечает за прогревочные обороты мотора. Так, если двигатель холодный, то он на холостом ходу работает на более высоких оборотах, благодаря чему, осуществляется быстрый прогрев системы, а значит, вы быстрее сможете ехать. Кроме того, регулятор холостого хода включается в работу, когда вы бросаете педаль газа, чтобы нажать на тормоз. Именно благодаря РХХ, двигатель не глохнет в подобных ситуациях.

Еще одна важная функция регулятора холостого хода заключается в том, что с его помощью электроника предотвращает работу мотора на обедненной смеси. Что очень вредно как для самого двигателя, так и негативно сказывается на расходе топлива. Вот таковы в общих чертах, функции регулятора холостого хода.

Виды регуляторов холостого хода

По своей сути, регулятор холостого хода, это клапан который открывает или закрывает подачу воздуха в систему, по так называемому, «байпасному каналу». Название происходит от английского bypass – идти в обход. В данном случае, воздух подается в обход дроссельной заслонки. Собственно разновидности РХХ, это различные способы открывания и закрывания такого клапана. Сам клапан представляет собой конусообразную иголку, которая входит в отверстие, перекрывая его, или же напротив выходит из отверстия, соответственно открывая доступ воздуху.

РХХ на Chevrolet Lanos

Как выглядит РХХ на Chevrolet Lanos

В современных автомобилях в основном применяются три типа регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный;

Соленоидные РХХ, имеют достаточно простое устройство и принцип работы. Когда на соленоид подается рабочее напряжение, его сердечник втягивается, тем самым, открывая канал подачи воздуха. При отключении соленоида сердечник возвращается на место, перекрывая bypass канал. Но такие устройства имеют лишь два положения – открыто и закрыто. А потому, для тонкой регулировки подачи воздуха в них используется изменение частоты подачи управляющих импульсов. Сердечник с высокой скоростью двигается вперед и назад, тем самым обеспечивая нужное количество воздуха.

В роторных РХХ для открывания и закрывания клапана применяется ротор. Для тонкой регулировки подачи воздуха, здесь так же используют частотно-импульсный тип управления. Просто, вместо соленоида клапан приводит в движение, вращающийся ротор.

Ну а шаговый регулятор холостого хода в своей конструкции имеет кольцевой магнит и четыре обмотки. Вот на эти-то обмотки поочередно и подается напряжение, благодаря чему, вращается управляющий ротор. Собственно, шаговый электродвигатель известен давно и широко применяется в различной технике.

В принципе, нельзя однозначно сказать, какой из типов РХХ лучше или хуже. Это часть сложной и вариативной системы, а потому, оценивать стоит именно надежность и эффективность всей системы, а не отдельного ее элемента.

Читайте также: Что такое датчик массового расхода воздуха и зачем он нужен.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector