Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство автомобилей

Устройство автомобилей

как работает тормозная система КамАЗа

До начала движения автомобиля (или автопоезда), оборудованного пневматическим приводом тормозов необходимо заполнить тормозную систему сжатым воздухом. Заполнение системы осуществляется при работающем двигателе и контролируется по сигнальным лампам и зуммеру на щитке приборов в кабине водителя. Все контрольные лампы должны погаснуть, а зуммер перестать звучать.
Это происходит, когда давление в системе достигнет величины 0,5 МПа (5,0 кг/см2). Дальнейший процесс нагнетания сжатого воздуха в систему контролируется посредством двухстрелочного манометра, показывающего текущее давление в двух контурах рабочей тормозной системы.
При достижении давления воздуха в системе 0,7…0,75 МПа в работу включается регулятор давления, который отключится, когда давление в системе упадет ниже 0,62…0,65 МПа.

После того, как отключились контрольные лампы и сигнал зуммера (давление в системе 0,5 МПа) можно начинать движение автомобиля (автопоезда). Перед началом движения необходимо растормозить стояночный тормоз, при этом контрольная лампа стояночного тормоза тоже должна погаснуть.

Состояние тормозного привода при движении

При движении без воздействия со стороны водителя на органы управления тормозной системой привод тормозов одиночного автомобиля находится в следующем состоянии:

  • педаль тормоза и рукоятка ручного крана находятся в исходном положении;
  • соединительные головки 32 и 22 закрыты крышками, разобщительные краны находятся в закрытом положении. Их рукоятки должны быть расположены перпендикулярно оси кранов;
  • воздушные баллоны 9, 11, 22 и 23 (рис. 1) заполнены сжатым воздухом до нормального рабочего давления (0,7…0,75 МПа);
  • от баллонов сжатый воздух подводится к секциям тормозного крана 18, ускорительному клапану 27, ручному тормозному крану 15, разобщительным кранам и соединительным головкам 32 и 33 тормозной системы прицепа;
  • сжатый воздух из баллона 22 через кран 15 подведен к ускорительному клапану 27, заполняет тормозные камеры задних колес 28 и растормаживает задние колеса;
  • сжатый воздух постоянно подводится к крану включения вспомогательного тормоза 6 и к другим потребителям.

При работе автомобиля с прицепом или полуприцепом, имеющим однопроводный привод тормозов, соединительная головка типа «А» автомобиля должна быть соединена с головкой типа «Б» прицепа. При этом сжатый воздух под давлением 0,5…0,52 МПа поступает в тормозную систему прицепа.
Разобщительные краны двухпроводного привода тормозов прицепа должны оставаться закрытыми.

При работе автомобиля с прицепом или полуприцепом, имеющим двухпроводный привод, головки типа «Палм» питающей и тормозной магистралей тормозов прицепа должны быть присоединены к аналогичным соединительным головкам тягача. Сжатый воздух подается в пневматическую систему прицепа по питающей магистрали под давлением 0,62…0,75 МПа. Давление в тормозной магистрали должно отсутствовать. Разобщительный кран однопроводного привода должен быть в закрытом состоянии, соединительная головка тип «А» на тягаче закрыта крышкой.

Торможение рабочими тормозами

При нажатии на тормозную педаль усилие от педали передается к двухсекционному тормозному крану 18. Сжатый воздух из воздушного баллона 11 подается к верхней секции тормозного крана 18, поступает через клапан ограничения давления 4 в передние тормозные камеры 2 и одну из управляющих магистралей клапана управления тормозной системы прицепа с двухпроводным приводом 25.
Одновременно из воздушного баллона 9 через нижнюю секцию тормозного крана 18 сжатый воздух поступает через автоматический регулятор тормозных сил 30 к тормозным камерам задних колес тележки 28, а также в другую управляющую магистраль клапана 25.
Таким образом, колеса автомобиля затормаживаются с интенсивностью, выбранной водителем из условий движения.

Если автомобиль работает с прицепом, то и он затормаживается. При срабатывании клапана 25 сжатый воздух из воздушного баллона 22 поступает к клапану 24 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом и в тормозную магистраль двухпроводного привода.
Если прицеп имеет однопроводный привод, то клапан тормозов прицепа срабатывает и выпускает воздух из соединительной магистрали прицепа, после чего прицеп затормаживается с требуемой интенсивностью.

управление работой пневматического привода тормозов

Для получения увеличенного изображения рисунка щелкните по нему мышкой.
Новое изображение откроется в отдельном окне браузера.

При растормаживании рабочих тормозов автомобиля-тягача обе секции тормозного крана 18 сообщаются с атмосферой. Сжатый воздух из передних тормозных камер 2 выходит через клапан 4 в атмосферу.
Из задних тормозных камер 28 сжатый воздух уходит в атмосферу через регулятор тормозных сил 30 и нижнюю секцию тормозного крана 18. Из управляющих магистралей клапана 25 сжатый воздух уходит в атмосферу через тормозной кран 18.

Таким образом, при торможении автомобиля рабочим тормозом работают два контура: контур I привода рабочего тормоза передней оси автомобиля и контур II привода рабочего тормоза задних колес. Работает еще часть III контура – привод тормозов прицепа с управлением от I и II контуров.

При выходе из строя одного из контуров другие остаются работоспособными:

  • при повреждении контура I торможение осуществляется тормозом задних колес и тормозами прицепа;
  • при повреждении контура II торможение осуществляется рабочим тормозом передних колес и тормозами прицепа;
  • при повреждении контура III вступают в работу пружинные энергоаккумуляторы аварийного и стояночного тормозов.

Торможение автомобиля стояночным тормозом

Стояночная система удерживает автомобиль в неподвижном состоянии посредством энергии мощных пружин, расположенных в энергоаккумуляторах. При выключенном кране управления стояночным тормозом эти пружины сжимаются давлением воздуха, подаваемого в пневмокамеру энергоаккумулятора.

Торможение осуществляется ручным тормозным краном 15, при этом рукоятку крана необходимо перевести в крайнее заднее положение. Сжатый воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 27 выходит в окружающую среду.
Сжатый воздух из тормозных камер 28, связанных с клапаном 27, выпускается в атмосферу, и пружинные энергоаккумуляторы затормаживают колеса задней тележки автомобиля.

Читайте так же:
Способы регулировки скорости двигателя постоянного тока

В это время срабатывает привод тормозов прицепа. Одновременно выпускается воздух из магистрали клапана 25. Клапан 25 срабатывает, соединяя питающую магистраль с тормозной магистралью. Происходит затормаживание прицепа.

Для растормаживания стояночной тормозной системы рукоятку тормозного крана 15 переводят в переднее положение. Сжатый воздух из баллона 22 через кран поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 27 и, кроме того, через двухмагистральный клапан 31 в цилиндры энергоаккумуляторов 28, сжимает пружины и возвращает штоки тормозных камер в расторможенное положение. Таким образом, задние колеса растормаживаются.
Одновременно с растормаживанием задних колес автомобиля происходит растормаживание прицепа.
В это время воздух подводится и в управляющую магистраль клапана 25, который срабатывает, давление в магистрали клапана падает до нуля, и происходит растормаживание прицепа.

Аварийное торможение автомобиля

В случае выхода из строя рабочей тормозной системы торможение в аварийном режиме осуществляется запасным тормозом, который, как и стояночный тормоз, управляется ручным краном 15. Для этого необходимо повернуть рукоятку ручного крана 15 на больший или меньший угол в зависимости от требуемой интенсивности торможения.

Для прекращения аварийного торможения рукоятку крана 15 следует отпустить. Она возвращается в исходное положение, и аварийное торможение прекращается.

Торможение автомобиля вспомогательным тормозом

Для включения вспомогательного тормоза (см. рис. 1) необходимо нажать и удерживать в нажатом положении кнопку крана 6, расположенного на полу под рулевой колонкой. Сжатый воздух начинает поступать в рабочий цилиндр, шток которого соединен с рейкой ТНВД, и в цилиндры 16, связанные с рычагами валов заслонок на выпускных газопроводах двигателя.
В результате одновременно отключается подача топлива в цилиндры двигателя, и перекрываются заслонками выпускные трубы глушителя. Двигатель переводится в режим принудительной работы (компрессорный режим), поглощая при этом кинетическую энергию движущегося автомобиля.

На рисунке 2 приведены основные приборы стояночной и вспомогательной тормозных систем автомобиля КамАЗ, а также схема их соединения в приводе.

устройство стояночной и вспомогательной тормозных систем КамАЗа

Растормаживание стояночного тормоза
в случае неисправности его привода

При повреждении контура III привода стояночного тормоза сжатый воздух из ресивера 22 выходит в атмосферу, и происходит автоматическое затормаживание автомобиля стояночным тормозом задних колес посредством пружинных энергоаккумуляторов.
Если необходимо временно растормозить автомобиль (например, для съезда в сторону от проезжей части дороги), то следует нажать кнопку включения крана аварийного растормаживания и удерживать ее. Сжатый воздух из ресиверов 9 и 11 контуров I и II поступит в цилиндры энергоаккумуляторов, сожмет их пружины, и растормозит колеса.
Следует помнить, что в контуре IV сжатого воздуха хватает только на три растормаживания автомобиля.

Механическое растормаживание автомобиля

В случае отсутствии сжатого воздуха в пневматическом приводе тормозов пружинные энергоаккумуляторы удерживают задние колеса автомобиля в заторможенном состоянии. При необходимости его буксировки или съезда в сторону от дороги можно растормозить автомобиль механическим способом.
Для этого необходимо вывернуть болты механического растормаживания, расположенные сверху на корпусе энергоаккумуляторов. При вывинчивании болтов пружины энергоаккумуляторов сжимаются и задние колеса автомобиля растормаживаются.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА — ПРИНЦИП РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО

Современный коммерческий транспорт оборудуется пневматическими тормозными системами. Принцип действия пневматических систем основан на применении энергии сжатого воздуха. Использовать воздух в качестве рабочего газа – отличное техническое решение. Это основная особенность данного вида тормозных систем и главное отличие от других, применяемых на практике. Пневматические тормозные системы укомплектованы множеством элементов управления и исполнения. Сложные по устройству, они используют общий принцип действия и имеют схематичное сходство.

ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ТОРМОЗНОЙ ПНЕВМОСИСТЕМЫ.

Упрощенно принцип действия можно описать так. воздушный насос – компрессор который имеет привод от двигателя накачивает в систему воздух из атмосферы. Благодаря регулятору давления, в системе создается и поддерживается предусмотренное характеристиками давление воздуха. Запас воздуха, сжатого компрессором, накапливается в специальных баллонах – ресиверах, крепящихся к раме транспортного средства. При надавливании педали тормоза водителем, воздух из ресиверов по трубкам и шлангам заполняет тормозные камеры. Своими штоками камеры приводят в действие механизмы тормозных колодок. Тормозные колодки передают энергию сжатого воздуха тормозным барабанам (дискам) колес. Движение транспорта замедляется. При отпускании водителем педали тормоза, воздух из тормозных камер возвращается в атмосферу. Механические детали системы с помощью встроенных пружин принимают исходное положение. Машина вновь набирает скорость.

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТОРМОЗНОЙ ПНЕВМОСИСТЕМЫ.

Тормозная пневмосистема грузового автомобиля включает в себя:

  • рабочую тормозную систему,
  • стояночную тормозную систему,
  • антиблокировочную систему,
  • систему контроля и сигнализации.

Если грузовик оборудован прицепом, в общую схему добавляется тормозная система прицепа.

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРМОЗНОЙ ПНЕВМОСИСТЕМЫ.

  1. Компрессор. Воздушный насос. накачивает воздух в пневмостистему.
  2. Регулятор давления. Поддерживает в системе заданное рабочее давление и ограничивает поступление избытка воздуха.
  3. Осушитель воздуха. Задерживает влагу и другие примеси во избежание попадания их в механизмы системы.
  4. Четырехконтурный защитный клапан. Распределяет воздух по независимым контурам, и предотвращает утечку воздуха в случае обрыва одного из них.
  5. Ресиверы контуров. Специальные баллоны для накопления запаса сжатого воздуха.
  6. Ножной тормозной кран. Предназначен для управления рабочей тормозной системой.
  7. Тормозные камеры. преобразуют давление воздуха в механический процесс торможения.
  8. Ручной тормозной кран. Обеспечивает управление стояночной тормозной системой.
  9. Энергоаккумуляторы. Выполняют роль исполнительных механизмов и затормаживают автомобиль на время стоянки, а также в движении, когда давление в пневмосистеме упадет ниже допустимого.
  10. Детали антиблокировочной системы. Контролируют процесс равномерного торможения колесами.
  11. Манометр. Прибор на панели перед водителем с показаниями давления в системе.
  12. Контрольный, аварийный сигнализаторы. Индикаторные лампы на панели.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ ТОРМОЗНОЙ ПНЕВМОСИСТЕМЫ.

При запуске двигателя одновременно включается в работу компрессор. Он забирает атмосферный воздухи подает его в систему до момента достижения рабочего давления. Давление в системе определяет и ограничивает регулятор давления. Избыток воздуха направляется через выпускной клапан обратно в атмосферу. После регулятора давления воздух прогоняется через осушитель воздуха. Это устройство необходимо для фильтрации различных примесей и удержания паров атмосферной влаги. Сухой воздух обеспечивает безаварийную работу системы, особенно в морозное время. В большинстве систем регулятор давления и осушитель воздуха объединены в общий узел, оснащенный небольшим отдельным ресивером. Ресивер помогает осушителю выполнять функцию регенерации.

Читайте так же:
Регулировка зажигания в двигателях adp

После осушителя воздух распределяется четырехконтурным защитным клапаном:

  • в два независимых контура рабочей тормозной системы, оборудованных раздельными ресиверами;
  • в контур стояночной и аварийной систем, оснащенный самостоятельным ресивером (через этот контур также происходит питание системы торможения прицепа);
  • в контур питания дополнительных потребителей воздуха (пневмоподвески и других).
    Кроме разделения потока воздуха клапан обеспечивает:
  • последовательное заполнение контуров сжатым воздухом.
  • при падении в каком-либо давления ниже допустимого – герметичность в остальных.

Водитель осуществляет управление главным тормозным краном через педаль тормоза. Через полости тормозного крана воздух под давлением нагнетается в тормозные камеры передних колес, через управляющие элементы – тормозные камеры задних колес. Камеры штоками воздействуют на механизмы разведения (сжатия) тормозных колодок. Автомобиль тормозит.

В контуре стояночной и аварийной тормозных систем воздух из ресивера подается на ручной тормозной кран, который управляет подачей воздуха в энергоаккумуляторы, которые устанавливаются как правило на задние колеса. Посредствам ручного тормозного крана сбрасывается давление из такого аккумулятора. В результате, пружина воздействует на испонительные механизмы. Она принудительно давит на шток тормозной камеры, обеспечивая безопасную постановку грузового автомобиля на стоянку. Энергоаккумуляторы помогают избежать аварии во время движения. Когда давление системы упадет ниже допустимого, они тормозят машину.

Еще из ресивера контура стояночной и аварийной тормозных систем подается питание на кран управления тормозами прицепа. Пневматические системы автомобиля и прицепа соеденяются с помощью питающих соединительных головок. Управляющие сигналы в систему торможения прицепа параллельно поступают от тормозных систем автомобиля: рабочей, стояночной, аварийной.

При соединении тормозной системы прицепа с основной тормозной системой грузовика подключаются отдельно:

  • питающая магистраль исполнительных механизмов,
  • управляющая магистраль.

Если на прицепе стоят тормозные камеры, оснащенные энергоаккумуляторами, дополнительно собирается цепь управления секциями энергоаккумуляторов. По питающей магистрали сжатый воздух, минуя тормозной кран прицепа, наполняет ресивер прицепа. По управляющей магистрали пневмосигнал подается в цепь управления тормозным краном прицепа. В зависимости от расположения осей, прицепы оснащаются одним или двумя регуляторами тормозных сил. Эти устройства позволяют корректировать выходной сигнал с тормозного крана, исходя из загрузки прицепа. Отрегулированный сигнал поступает в антиблокировочную систему прицепа.

Антиблокировочные системы грузовика и прицепа контролируют процесс равномерного торможения колесами. Их работу обеспечивают:

  • датчики угловой скорости колес,
  • электромагнитные клапаны – модуляторы,
  • электронный блок управления,
  • сигнальные лампы.

Система контроля и сигнализации – это манометр, показывающий водителю давление в пневмосистеме (иногда два, по числу контуров рабочей системы), и индикаторные лампы разного цвета, через датчики, контролирующие работу системы и сигнализирующие о ее состоянии.

Тормозная пневмосистема грузового автомобиля технически сложный механизм. Тяжелая габаритная машина должна надежно и предсказуемо вести себя на любой дороге. Знание устройства, принципа действия составных частей и элементов тормозной системы поможет в правильном уходе за ней. В благодарность – тормоза не подведут водителя в экстремальной ситуации.

Распределитель давления тормозной системы

Большинство современных грузовых автомобилей, прицепов к ним и автобусов оснащено пневматической тормозной системой, работа которой связана со взаимодействием большого количества управляющих и исполнительных элементов. Проведение проверки технического состояния и инструментального контроля указанной системы требует от диагностов хорошего понимания общих принципов ее построения и функционирования. Поэтому целесообразно остановиться на конструктивных особенностях данной системы более подробно.

Пневматическая тормозная система — это тормозная система, привод которой осуществляется посредством использования энергии сжатого воздуха. При этом под тормозным приводом подразумевается совокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих их функциональную взаимосвязь. В тех случаях, когда торможение осуществляется целиком или частично с помощью источника энергии, не зависящего от водителя, содержащийся в устройстве запас энергии также считается частью привода.

Рис. Пневматическая одноконтурная тормозная система

Привод, как правило, подразделяется на две функциональные части:

  • привод управления
  • энергетический привод

При этом управляющие и питающие магистрали, соединяющие буксирующие транспортные средства и прицепы, не рассматриваются в качестве частей привода.

Привод управления — это совокупность элементов привода, которые управляют функционированием тормозов, включая функцию управления необходимым запасом энергии.

Энергетический привод — совокупность элементов, которые обеспечивают подачу на тормоза энергии, необходимой для их функционирования, включая запас энергии, используемой для работы тормозных механизмов.

Тормоз — это устройство, в котором возникают силы, противодействующие движению транспортного средства. Тормоз может быть фрикционным (когда эти силы возникают в результате трения двух движущихся относительно друг друга частей транспортного средства), электрическим (когда эти силы возникают в результате электромагнитного взаимодействия двух движущихся относительно друг друга, но не соприкасающихся частей транспортного средства), гидравлическим (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя движущимися относительно друг друга элементами транспортного средства), моторным (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя, передаваемого на колеса).

Рис. Схема простейшего пневмотормоза автомобиля: 1 — ресивер; 2 — педаль; 3 — кран; 4 — тормозной цилиндр; 5 — пружина; 6 — шток тормозного механизма; 7 — тормозная колодка

Элементы системы фрикционного тормоза называются тормозными механизмами.

Читайте так же:
Мотокультиватор дизель регулировка клапанов

В пневматических тормозных системах приводом управления являются элементы пневмопривода, с помощью которых подаются сигналы на автоматическое или регулируемое срабатывание элементов энергетического привода. На управляющих элементах пневмопривода (тормозных кранах, клапанах, регуляторах и т.п.) вход управляющего пневмосигнала всегда обозначается цифрой 4. Такое же обозначение данного сигнала имеет место на функциональных и структурных схемах.

Энергетическим приводом в пневматических тормозных системах являются элементы, с помощью которых осуществляется питание сжатым воздухом элементов привода управления или исполнительных элементов энергетического привода (тормозных камер, энергоаккумуляторов, пневмоцилиндров и т.п.). Науправляющих элементах пневмопривода вход питающей магистрали всегда обозначается цифрой 1. Следует отметить, что в ряде случаев управляющий сигнал может одновременно выполнять функции питающего. В этом случае на элементах и схемах пневмопривода вход такого сигнала все равно обозначается цифрой 1.

Любой выходной пневматический сигнал или воздействие обозначается на элементах управления или схемах цифрой 2.

В случае, когда какие-либо элементы управления имеют несколько входов или выходов, относящихся к различным контурам тормозной системы, они маркируются цифрами (в порядке возрастания), следующими после обозначения, указанного выше (например, 11, 12, 21, 22 и т.п.).

Цифрой 3 на элементах тормозного привода обозначается связь с атмосферой.

Рассмотрим функционирование пневмопривода тормозной системы и отдельных ее элементов на примере системы грузового автомобиля, предназначенного для буксирования прицепа и, соответственно, прицепа, буксируемого таким тягачом.

В целях обеспечения надежности работы пневматический привод разделяется на несколько контуров, относительно независимых друг от друга. Первый из них называется питающим и выполняет функцию подготовки сжатого воздуха к применению в пневмосистеме в качестве рабочего тела.

Компрессор — это воздушный насос, который нагнетает воздух в питающий контур и, как правило, осуществляет первичную регулировку его давления. Регулятор давления управляет подачей сжатого воздуха компрессором с целью поддержания его давления в заданных пределах. Осушитель воздуха производит подготовку сжатого воздуха для использования в пневмосистеме. Основная его задача — отделение от воздуха паров воды и от- фильтровывание различных примесей (в основном паров масла). В современных системах осушитель совмещает функции отделения от примесей и регулировки давления, поэтому в таких системах регулятор давления как отдельный узел отсутствует. Поскольку большинство осушителей работает по принципу регенерации, они имеют отдельный ресивер, с помощью которого обеспечивается регенеративная функция. В некоторых видах пневмосистем может применяться предохранитель от замерзания, смешивающий со сжатым воздухом летучую низкозамерзающую жидкость для предотвращения замерзания воды, конденсирующейся на элементах тормозного привода при низких температурах. Однако эти устройства в настоящее время применяются редко, так как современные модели осушителей обеспечивают подготовку сжатого воздуха с достаточной эффективностью.

Рис. Схема пневмопривода тормозной системы: а — грузового автомобиля-тягача; б — прицепа; 1 — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — осушитель воздуха; 4 — регенерационный ресивер; 5 — четырехконтурный защитный клапан; 6-8 — ресиверы контуров пневмопривода; 9 — дополнительные потребители воздуха; 10 — манометр; 11 — контрольные и аварийные сигнализаторы; 12 — ножной тормозной кран; 13 — модулятор АБС переднего колеса; 14 — тормозная камера переднего колеса; 15 — обратный клапан; 16 — ручной тормозной кран; 17 — ускорительный клапан; 18 — регулятор тормозных сил задней оси; 19 — модулятор АБС заднего колеса; 20 — тормозная камера с энергоаккумулятором; 21 — тормозной кран управления тормозной системой прицепа; 22, 29 — питающие соединительные головки; 23, 30 — соединительные головки управляющей магистрали; 24 — электронный блок управления АБС тягача; 25 — контрольные лампы АБС; 26 — датчик АБС переднего колеса; 27 — датчик АБС заднего колеса; 28, 44 — соединительная вилка АБС; 31, 32 — фильтры воздуха; 33 — тормозной кран прицепа; 34 — ресивер; 35 — кран растормаживания прицепа; 36 — клапан соотношения давлений; 37 — регулятор тормозных сил передней оси; 38 — модулятор АБС передней оси; 39 — тормозные камеры передней оси; 40 — регулятор тормозных сил задней оси; 41 — модуляторы АБС средней и задней оси; 42 — тормозные камеры средней оси; 43 — тормозные камеры задней оси; 45 — электронный блок управления АБС прицепа; 46 — диагностический разъем АБС прицепа; 47 — датчики АБС передних колес; 48 — датчики АБС задних колес

После прохождения через осушитель сжатый воздух поступает к четырехконтурному защитному клапану. Основные функции данного устройства:

  • разделение потока сжатого воздуха на независимые контуры
  • обеспечение последовательного заполнения контуров сжатым воздухом после возрастания давления в одном из контуров до установленного значения
  • обеспечение герметичности остальных контуров тормозной системы при разгерметизации или большом падении давления в одном из них

Четырехконтурный защитный клапан распределяет воздух по следующим контурам:

  • двум независимым контурам рабочей тормозной системы тягача (I и II)
  • контуру стояночной (аварийной) тормозной системы, а также питающему и управляющему контурам прицепа (III)
  • контуру питания пневмоподвески и прочих дополнительных потребителей воздуха (9 на рисунке), например пневмоподвески кабины, сиденья водителя, пневмогидроусилителя сцепления, привода вспомогательной тормозной системы (на рисунке представлен краном управления моторным тормозом)

Каждый из контуров имеет исполнительные элементы, которые и реализуют конечную функцию непосредственного воздействия на тормозной механизм, а контур тормозной системы прицепа имеет соединительные головки для подключения к управляющей и питающей магистралям тягача.

В контурах I и II рабочей тормозной системы сжатый воздух после ресиверов подается к ножному тормозному крану в верхнюю и нижнюю секции соответственно. Внутри данного элемента происходит формирование либо чисто управляющего, либо комбинированного (управляющего и одновременно питающего) сигнала, который поступает непосредственно (как показано на рисунке для тормозов передних колес) или через определенные управляющие элементы 18 (как показано на рисунке для тормозов задних колес) к исполнительным элементам тормозных систем (14, 20). В качестве дополнительных управляющих элементов могут выступать ускорительные (релейные) клапаны, регуляторы тормозных сил, обеспечивающие функцию ускорительных кранов, краны быстрого оттормаживания и т.п. В качестве исполнительных элементов могут служить простые диафрагменные тормозные камеры либо комбинированные тормозные камеры с энергоаккумулятором.

Читайте так же:
Регулировка стояночный тормоз solaris

В контуре III сжатый воздух поступает к ручному тормозному крану аварийной и стояночной тормозных систем, где формируется, как правило, чисто управляющий сигнал, который при поступлении на ускорительный клапан 17 аварийной тормозной системы производит подачу или сброс давления воздуха из секции энергоаккумулятора комбинированной тормозной камеры. Воздухом этого же контура осуществляется питание тормозного крана управления тормозами прицепа. Через данный кран происходит питание тормозной системы прицепа посредством соединительной головки, а также формируется управляющий сигнал как результат воздействия сигналов от тормозных кранов рабочей, аварийной и стояночной систем. Этот сигнал подается на соединительную головку управляющей магистрали.

К контурам тормозной системы подсоединяются контрольно- измерительные приборы. Обычно это манометры, указывающие давление в контурах I и II, или один общий манометр. Кроме того, имеются контрольные лампочки, которые сигнализируют о падении давления в контурах пневмопривода.

К пневмосистеме тягача подключен ряд компонентов АБС, реализующих данную функцию для всего комбинированного транспортного средства. В их число входят датчики АБС, считывающие значения угловой скорости колес, электронный блок управления, суммирующий и анализирующий сигналы датчиков и формирующий сигнал для выходного воздействия, модуляторы АБС (электромагнитные клапаны), играющие роль исполнительных механизмов, соединительная вилка прицепа, а также контрольные и диагностические лампы, подающие сигналы о техническом состоянии системы.

Прицеп снабжается сжатым воздухом от тягача через питающую соединительную головку, окрашенную в красный цвет. Пройдя через фильтр и тормозной кран прицепа, воздух поступает в ресивер.

Управляющий пневматический сигнал проходит через соединительную головку управляющей магистрали, окрашенную в желтый цвет, и, пройдя через фильтр, подается на тормозной кран прицепа. Под воздействием этого сигнала в указанном кране формируется выходной управляющий сигнал, который корректируется регуляторами тормозных сил в зависимости от загрузки транспортного средства. На полуприцепах и прицепах, имеющих центральное расположение осей, устанавливается один регулятор тормозных сил. Прицепы с разнесенным положением осей в управляющей магистрали тормозной системы передней оси могут иметь дополнительный клапан согласования давлений, служащий для обеспечения благоприятного соотношения давления воздуха между данными осями. Скорректированный управляющий сигнал подается к модуляторам АБС, которые на прицепах могут играть, кроме того, роль ускорительных клапанов. В зависимости от исполнения системы, а также для соблюдения нормативных требований один модулятор на прицепах может питать исполнительные механизмы оси, отдельного колеса или нескольких колес по одному из бортов прицепа. В пневматической части модуляторов управляющий сигнал преобразуется в сигнал, приводящий в действие исполнительные элементы (тормозные камеры). В ряде случаев на прицепах используются в качестве исполнительных элементов тормозные камеры с энергоаккумуляторами. При этом имеется дополнительная пневматическая магистраль, осуществляющая подачу сжатого воздуха в секции энергоаккумулятора, и устройство приведения в действие стояночной тормозной системы, находящееся вне кабины водителя.

Элементы АБС прицепа включают следующие устройства:

  • колесные датчики
  • блок управления
  • модуляторы давления с функцией ускорительного клапана

Для проверки корректности работы системы служит диагностический разъем, а для электрического питания системы и поступления управляющих сигналов от тягача — соединительная вилка.

В грузовых автомобилях используется пневматическая система, которая обеспечивает работу тормозной системы и многих других механизмов. В состав пневмосистемы входит множество компонентов, среди которых особую роль играет регулятор давления. О регуляторе давления, его устройстве, принципе работы, применимости и неисправностях читайте в данной статье.

Назначение и место регулятора давления пневмосистемы

На отечественных и зарубежных грузовых автомобилях широко используется пневматическая тормозная система, которая также снабжает сжатым воздухом и ряд других узлов и агрегатов — систему управления самосвальной платформой, сцепление, звуковой сигнал и т.д. Все эти компоненты построены таким образом, что нормально работают они только в определенном диапазоне давлений, и если давление выйдет за пределы этого диапазона (станет больше или меньше), то их работа станет невозможной. А излишнее повышение давления и вовсе чревато поломками.

Поэтому пневматическая система грузовых автомобилей должна иметь компонент, который обеспечивал бы постоянное поддержание давления воздуха в пределах рабочего диапазона. Решает эту задачу простой по устройству и принципу работу узел — регулятор давления. Регулятор давления выполняет три функции:

5 важных фактов о ГТК и осушителе воздуха большегруза

Как правило, тормоза грузовиков и других машин с большими габаритами — пневматические. Они сложно устроены и работают за счет сжатого воздуха, подаваемого компрессором. Очевидно, что тесно связанные элементы нуждаются в регулярном осмотре — при поломке одного отказать могут и все остальные. Мы составили список причин, которые объяснят, почему важно тщательно следить за состоянием главного тормозного крана и осушителя.

№ 1. ГТК и осушитель отвечают за безопасность системы

С нажатием педали главный тормозной кран управляет исполнительными механизмами рабочей системы и клапанами привода тормозов прицепа.

Деталь есть в каталоге компании — под артикулом БАК.13508, и подходит для габаритных авто марок.

Читайте так же:
Как отрегулировать сигнализацию фараон

гтк.png

В конструкции ГТК две независимые последовательные секции. Одна пара выводов крана соединяется с тормозными камерами, другая — с ресиверами контуров привода рабочего тормоза.

Водитель нажимает на педаль тормоза, и приложенное усилие воздействует на рычаг тормозного крана. Ступенчатый поршень (3) перемещается вниз, и закрывает выпускной клапан(2), и открывает его от седла. В тормозные камеры задних колес поступает сжатый воздух через вывод 2.

В это же время, когда в выводе II выросло давление, воздух поступает в пространство над ускорительным поршнем (1). Этот поршень смещается вниз и воздействует на ступенчатый (6), который относится к другой секции тормозного крана. Выпускной клапан (7) закрывается и отходит от седла — через вывод воздух поступает в тормозные камеры передней оси.

Помимо этого, главный тормозной кран обеспечивает следящее действие (т.е. пропорциональность тормозного момента к усилию, которое прикладывает водитель, нажимая на педаль тормоза). Дополнительная функция — механическая активация неисправного контура. Если один из контуров повредится, усилие от рычага ГТК передается на шток ступенчатого поршня, и другой будет управляться механически, а не пневматически. Водитель избежит внезапного отказа тормозов и плачевных последствий.

гтк 2.png

Для исправной работы пневмосистемы, воздух, который подает компрессор, должен быть осушен. Осушители как раз отделяют частицы влаги, поступающие из атмосферы, и не допускают их оседания на деталях системы. В ином случае, при температурах ниже нуля влага становится наледью, при положительных — водой. Даже если система грузовика оборудована не слишком мощным компрессором, за сутки таким образом выделяется до 7 л конденсата!

Работает влагоотделитель так: на корпус нанесена резьба, к которой крепится картридж. Внутри — гранулы вещества, которые впитывают влагу. Осушитель воздуха БелАК (артикул БАК.10400) уже идет в комплекте с фильтром. Емкость с адсорбентом граничит с воздушными фильтрами с одной стороны, а с другой прижимается пружиной.

БАК.10400 (1).png

В корпус устройства поступает сжатый воздух. Он проходит через канал в фильтр, пропускается через адсорбционный состав. Материал впитывает наибольшую часть конденсата. Воздух выходит сквозь отверстие в патроне, перенаправляется в регулятор давления. РДВ далее распределяет его через выходы.

Осушители отличаются по компонентам, БАК.10400 содержит следующие:

• Корпус с клапанами, регулятором давления

• Подогреватель с питанием 24V, который включается автоматически при температуре ниже +4°C.

• патрубки и штуцеры

Более того, картридж осушителя воздуха БелАК — с коалесцентными свойствами: отделяет не только частицы влаги, но и масла.

№ 2. Некоторые компоненты нужно обязательно менять регулярно

При чересчур длительном использовании адсорбент превращается в порошок, который высыпается из картриджа и загрязняет систему. Инженеры «БелАК» постарались решить эту проблему, сделав состав адсорбента прочнее и устойчивее к измельчению. Есть возможность восстановления свойств гранул через некоторое количество циклов осушения.

Проверять осушитель нужно регулярно: есть ли внутри масло и твердые частицы (если да, ремонта требует компрессор!). Перед тем как установить новый патрон, протестируйте работу клапанов в корпусе осушителя. В суровых условиях российских дорог замена картриджа потребуется, в среднем, 1-2 раза в год.

Требует проверки и нагревательный элемент осушителя: убедитесь, что не окислились контакты датчика нагрева.

№ 3. Загрязнения ГТК — одна из наиболее частых причин поломок

Малейшее попадание грязи на рычажную систему может сломать кран. При визуальном осмотре уделите особое внимание состоянию защитного пыльника: нет ли разрывов и грязи, плотно ли прилегает резиновая накладка к корпусу. Наличие трещин можно проверить при помощи водной эмульсии: прогнать ее в разных положениях крана. Тормозной кран «БелАК» оснащен защитной накладкой из резины повышенной прочности, при корректном использовании и своевременных проверках он долго прослужит водителю.

№ 4. Сила трения беспощадна к деталям механизмов

Резиновые уплотнители, такие как кольца, пыльник — наиболее уязвимые компоненты. Износ чреват опасными последствиями: заеданием толкателя, невозможностью полного растормаживания, утечкой воздуха.

«БелАвтоКомплекте» учли эту особенность, поэтому защитные накладки и уплотнители как ГТК, так и осушителя воздуха изготовлены из резины повышенной прочности и более устойчивы к внешним воздействиям среды.

Что касается утечки на главном тормозном кране, она образуется через впускное окно (если неисправны клапаны и пружины) и детали корпуса (если они повреждены). Такой кран требует замены.

Привод ГТК нуждается в очистке и смазке шарниров. Тяги, рычаги и кронштейны тоже очищайте от грязи и пыли.

Если педаль тормоза разболталась, то также отрегулируйте ее специальной вилкой.

№ 5. Уровень давления важен для исправной работы

Многие неполадки вызваны избытком или нехваткой давления в пневмосистемк. С наступлением заморозков причиной этого может стать замерзание воды в трубах пневмосистемы. Воздух в таком случае не может пройти, и работа системы усложняется.

Проверка осушителя и удаление конденсата важна во время подготовки к сезону холодов. Вместе с осушителем рекомендуем проверить и РДВ — деталь автоматически поддерживает давление в системе в заданных пределах (узнать подробности на официальном сайте «БелАвтоКомплект»).

Своевременный осмотр продлит работу деталей и сэкономит ваши средства и время. А с «БелАК» это будет в два раза эффективнее. Вся продукция проходит минимум 2 цикла ходовых испытаний в тестовых лабораториях. Производство сертифицировано по стандартам менеджмента качества ISO и получило необходимые сертификаты ЕАС. При этом цены на товары остаются гибкими и демократичными, а на сайте компании регулярно появляются выгодные предложения и акции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector