Центробежный масляный фильтр Д-245
Центробежный масляный фильтр Д-245
Устройство центробежного масляного фильтра показано на рис. 1.
Мойка деталей центробежного масляного фильтра, изготовленных из алюминиевого сплава, в агрессивной среде не допускается
При сборке центрифуги должны использоваться детали, не имеющие загрязнений.
Неплоскостность привалочной поверхности корпуса фильтра не должна превышать 0,08 мм на всей длине.
На поверхностях отверстий корпуса 5 (рис. 2) ротора и крышки 11, сопрягаемых с шейками оси 9 ротора, следы химического разрушения не допускаются.
На корпусе 5 ротора не должно быть повреждений резьбы.
Поверхность «Г» кольцевой канавки в стакане ротора под упорное кольцо 4 не должна иметь повреждений.
Неплоскостность и непараллельность боковых поверхностей упорного кольца не должна превышать 0,1 мм.
На поверхности «5» корпуса ротора, сопрягаемой со стаканом 6 ротора, забоины и вмятины не допускаются.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения отверстия корпуса ротора, под верхнюю шейку оси ротора — 0,01 мм.
Корпус ротора должен быть сбалансирован статически. Остаточный дисбаланс — не более 150 г-мм.
Массу надо корректировать сверлением в торце фланца ротора отверстий диаметром 6 мм на глубину не более 2 мм.
Цилиндрическая поверхность стакана, сопрягаемая с поверхностью «Б» ротора, не должна иметь погнутостей и забоин.
Некруглость данной поверхности — 0,2 мм.
Поверхность «В» внутренней фаски торца стакана 6 ротора не должна иметь забоин с острыми краями.
Забоины должны быть зачищены.
Стакан ротора отбалансирован динамически.
Массу надо корректировать в двух плоскостях: на верхнем торце и утолщении нижней поверхности глубиной не более 2 мм. Остаточный дисбаланс не более 50мм.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения отверстия в крышке 11 корпуса ротора под нижнюю шейку —0,01 мм. На корпусе масляного фильтра трещины не допускаются.
Глубина гнезда редукционного клапана в корпусе фильтра не должна превышать 52 мм.
Глубина гнезда сливного клапана и гнезда клапана центробежного фильтра не должна превышать у корпуса 72 мм.
Кривизна образующей пружины сливного клапана и клапана центробежного фильтра, свободно лежащей на плите, не должна превышать 1 мм.
Кривизна образующей пружины редукционного клапана, свободно лежащей на плите, не должна превышать 1 мм.
Крышка 11 корпуса ротора, установленная на ось ротора, должна свободно вращаться от усилия руки.
Перед установкой крышки нижняя шейка оси ротора должна быть смазана моторным маслом.
Забоины, вмятины, трещины и деформация насадки 7 не допускаются.
Трубка 10 должна иметь плотную посадку в оси ротора и выступать, обеспечивая размер «А», равный 70±0,5 мм.
Погнутость трубки 10 не допускается. Биение наружной поверхности конца запрессованной трубки относительно среднего диаметра резьбы М24х2 оси ротора не должно превышать 0,3 мм.
Перед установкой крышки и корпуса ротора шейки оси должны быть смазаны моторным маслом.
Предварительно ось ротора необходимо продуть сжатым воздухом.
У собранного стакана ротора специальная гайка 3 должна свободно проворачиваться от усилия руки.
Перед установкой стакана ротора 6 на корпус ротора резиновое уплотнительное кольцо необходимо смазать солидолом или моторным маслом М-10Г 2 .
Срезание и надрывы кольца не допускаются.
У ротора в сборе с осью зазор между торцом корпуса 5 ротора и упорной шайбой 2 должен быть в пределах S =0,3. 1,5 мм (см. рис. 2).
Ротор должен вращаться на оси от усилия руки свободно, без рывков и заеданий.
Корпус фильтра перед сборкой должен быть продут сжатым воздухом.
При установке ротора в сборе с осью на корпус фильтра ось ротора должна быть затянута моментом 160…200 Нм.
Клапаны должны перемещаться в гнездах корпуса фильтра под действием собственной массы, зависание клапанов не допускается.
Испытания центробежного масляного фильтра на стенде КИ-5278 должны проводиться на смеси моторного масла, и дизельного топлива, имеющей вязкость 11,5-16 мм 2 /с (сСт) при температуре испытания.
Допускается применение других минеральных масел при условии поддержания в процессе испытания заданной вязкости.
При температуре испытания 18.. .22°С можно применять смесь, состоящую из 40% моторного масла М-10Г или М-10В (по объему) и 60 % дизельного топлива.
После регулировки начало открытия клапана центробежного масляного фильтра должно происходить при давлении масла 0,7±0,02 МПа.
Начало открытия сливного клапана должно происходить при давлении рабочей жидкости над клапаном 0,25…0,35 МПа.
Окончательную регулировку клапана (рис. 3) надо проводить на работающем дизеле для установления давления масла в магистрали в пределах 0,25. 0,35 МПа при номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла 70. 80°С.
Редукционный клапан должен открываться при давлении масла перед ним 0,05. 0,06 МПа и с перепуском масла в атмосферу.
Заторможенный ротор на оси должен быть проверен на герметичность при давлении масла перед ним не менее 0,8 МПа и противодавлении на выходе из фильтра не менее 0,2 МПа.
При этом допускается течь рабочей жидкости через подшипники ротора из-под гайки ротора (в том числе по резьбе) не более 0,067 дм 3 /с; течь масла из-под стакана ротора не допускается.
На испытательном стенде КИ-5278 при расходе масла через ротор 0,53 дм 3 /с и давлении на входе в фильтр 0,7±0,02 МПа параметры должны быть следующими:
— давление за фильтром — не менее 0,25 МПа; расход масла в магистраль — не менее 0,53 3 /с;
— частота вращения ротора не менее 5500 мин -1 .
Собранный фильтр должен быть проверен на герметичность в течение 1 мин при давлении на входе в фильтр 0,7. 0,8 МПа и противодавлении на выходе — не менее 0,2 МПа. При этом течь или появление капель масла на наружной поверхности фильтра и в местах соединений не допускается.
240-1404010-А-01 фильтр масляный центробежный
Применение — для очистки от механических примесей масла в системе смазки дизельных двигателей ММЗ-Д240, Д241, Д242, Д243, Д244, Д245, Д245.5 Д245.9, Д245.12, Д246.1, Д246.4 и их модификаций; применяется в автотракторной технике:
- МТЗ-80, -82, -82Р, -82П, -90, -92, -100, -510, -512, -520, -522, -800, -820, -822, -900, -920, -922, -923, -950, -952, -1005;
- ЗиЛ-5301, -3250 ;
Технические характеристики:
В корпусе центробежного масляного фильтра имеются редукционный, сливной и предохранительный клапаны. Из фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения, а на Д-245, кроме того, по маслоподводящей трубке к подшипнику вала турбокомпрессора. Из масляного радиатора масло поступает в магистраль дизеля.
Параметр, характеристики | Значение |
Способ включения в систему смазки двигателя | полнопоточный |
Расход масла через фильтр на номинальном режиме, м³/с (л/мин), не менее | 0,533*10¯³ (32) |
Номинальное давление на входе в фильтр, МПа | 0,8 |
Перепад давления, МПа | 0,5 |
Частота вращения, мин¯¹ (об/мин) | 5500 |
Средняя тонкость отсева, мкм | 20 |
Полнота отсева загрязнений, %, не менее | 30 |
Тип клапана: | |
— предохранительный | нерегулируемый |
— редукционный | нерегулируемый |
— сливной | регулируемый |
Давление начала открытия редукционного клапана (при разности давлений), МПа | 0,05 — 0,06 |
Вес, кг | 7,56 |
Габаритные размеры, мм — 318 х 158 х 168
Комплектность поставки:
- фильтр масляный центробежный — 1 шт.,
- коробка упаковочная оригинальная — 1 шт.,
- пакет полиэтиленовый — 2 шт.,
- этикетка (форма паспорта) — 1 шт.,
- прокладка паронитовая 50-1404068 — 1 шт.,
- прокладка паронитовая 50-1404059-Б1 (опционально) — 1 шт.,
- прокладка пробки клапана Д09-035-А (опционально) — 1 шт.;
Указания по монтажу:
Перед монтажом центробежного масляного фильтра на ДВС необходимо снять транспортные заглушки с подвода и отвода масла к масляному радиатору. Установку фильтра производить одновременно с заменой масла в картере двигателя согласно РЭ ДВС (руководству по эксплуатации двигателя).
Фильтр крепится на блоке цилиндров двигателя в специально предназначенном месте с помощью 4 болтов. Момент затяжки болтов 36-50 Н·м. Привалочная плоскость блока цилиндров должна быть чистой, без посторонних частиц. Для уплотнения фланца фильтра и торца блока цилиндров двигателя применяется прилагаемая паронитовая прокладка 50-1404068, для уплотнения корпуса фильтра и колпака фильтра — прокладка 50-1404059-Б1 (опционально), для уплотнения пробки клапана фильтра и корпуса фильтра — прокладака Д09-035-А (опционально).
ПОСЛЕ ОЧИСТКИ РОТОРА ПРОКЛАДКУ КОЛПАКА ЗАМЕНИТЬ . ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОКЛАДКИ ПРОБКИ КЛАПАНА ПОСЛЕ РЕГУЛИРОВКИ ДАВЛЕНИЯ В ДВИГАТЕЛЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ .
Центрифуга трактора ЮМЗ
Центробежный масляный фильтр представляет собой полнопоточную реактивно-масляную центрифугу, в которой все масло, поступающее от насоса в смазочную систему, подвергается центробежной очистке от механических примесей и осадков продуктов сгорания и старения.
Центрифуга трактора ЮМЗ установлена на левой стенке блока цилиндров в литом чугунном корпусе. Корпус центрифуги имеет две бобышки с резьбовыми отверстиями для присоединения маслопроводов радиатора: присоединительный фланец, с помощью которого прикреплен к блоку цилиндров дизеля. Между корпусом центрифуги и блоком установлена прокладка из паронита.
Центрифуга трактора ЮМЗ: 1 — отражатель; 2 и 17 — стаканы; 3 — предохранительная сетка; 4 — жиклер; 5 — резиновое кольцо; 6 — регулировочная пробка; 7 — сливной клапан; 8 — трубка; 9 — редукционный клапан; 10 — канал в корпусе; 11 — ниппель; 12 — корпус; 13 — горизонтальный канал; 14 — прокладка; 15 — болт; 16 — корпус ротора; 18 и 20— гайки; 19— упорная шайба; 21 — колпак; 22 — ось.
В корпусе выполнены две полости: правая С— сливная, сообщающаяся с масляным картером, и левая В — напорная, из которой очищенное и охлажденное масло подается к механизмам дизеля. К левой полости посредством ниппеля и медной трубки подсоединен манометр для контроля давления масла в системе.
В правой полости расположен ротор, состоящий из корпуса, стакана с отражателем, заборных втулок с предохранительными сетками, жиклеров и стакана. Стакан закреплен на корпусе ротора гайкой и уплотнен резиновым кольцом.
Ротор установлен на оси, ввернутой в бобышку корпуса фильтра, и при работе вращается на двух шлифованных шейках разного диаметра. Перемещение ротора вдоль оси ограничивается упорной шайбой и гайкой. После затяжки гайки между шайбой и ротором должен быть зазор 0,6—0,16 мм. Ротор закрыт колпаком, который входит в кольцевую выточку на корпусе фильтра и прикреплен к нему двумя болтами. Между корпусом и колпаком установлена прокладка из паронита. В оси ротора просверлены каналы для прохода масла. В вертикальное сверление оси запрессована верхним концом трубка. Нижним концом трубка плотно входит в сверление в бобышке, которое сообщается с горизонтальной сверленой полостью, А в приливе корпуса фильтра. Слева в этом приливе расположен редукционный клапан, а справа — сливной клапан регулирования давления масла, поступающего из центрифуги в систему. Редукционный клапан перекрывает канал, соединяющий полость, А с напорной полостью В, а сливной — со сливной полостью С.
Общая полость, А клапанов через сверления в корпусе соединена с нижней бобышкой, к которой подсоединен маслопровод, подводящий масло к радиатору. Отверстие в верхней бобышке вертикальным сверлением соединено с напорной полостью В.
Кольцевая полость между осью и трубкой соединена с линией нагнетания смазочного насоса горизонтальным каналом в корпусе фильтра. Во фланце корпуса выполнен канал, сообщающийся с каналом и заканчивающийся резьбовым отверстием, закрытым пробкой. Это отверстие предназначено для подключения манометра при измерении давления, создаваемого смазочным насосом.
Работает центрифуга трактора ЮМЗ следующим образом. Масло от насоса подается по каналу в полость центральной бобышки корпуса, проходит по кольцевой полости между осью ротора и трубкой и через нижние горизонтальные отверстия в оси и корпусе выходит в полость ротора. Небольшая часть масла, пройдя фильтрующие предохранительные сетки и жиклеры, попадает в сливную полость С корпуса фильтра, а затем через окно во фланце стекает в поддон картера дизеля.
Под действием потока масла, выбрасываемого под давлением из двух жиклеров, ротор приводится во вращение. При этом тяжелые частицы механических примесей и осадков, содержащихся в масле, отбрасываются к внутренней поверхности стенок стакана ротора и оседают на них. Одновременно, в результате разности диаметров шеек оси ротора и наличия зазора между ротором и шайбой, ротор как бы «всплывает» под давлением масла, находящегося в кольцевой полости между осью и корпусом ротора, что снижает силы трения, препятствующие быстрому вращению ротора. Масло, очищенное в роторе, огибает отражатель, разделяющий полости чистого и неочищенного масла, и через верхние горизонтальные отверстия в корпусе и оси ротора по трубке поступает в полость, А клапанов. Из полости клапанов по каналу масло поступает в нижнюю бобышку корпуса и далее в масляный радиатор. Охлажденное в радиаторе масло попадает в верхнюю бобышку корпуса фильтра, а из нее по вертикальному сверлению в левую полость В, откуда направляется к механизмам дизеля.
Когда масло в дизеле холодное, сила сопротивления прохождению масла через радиатор больше, чем усилие пружины редукционного клапана. Клапан открывается и пропускает холодное масло прямо в левую полость В, минуя радиатор. Редукционный клапан не регулируется. Усилие пружины подобрано так, чтобы клапан открывался при перепаде давления в полостях, А и В в пределах 0,05—0,06 МПа. Если давление масла в полости, А превысит заданное регулировкой клапана, последний откроется и часть масла через полость С поступит в поддон картера дизеля.
Регулировка сливного клапана центробежного масляного фильтра
120. Почему рекомендуется заменять фильтрующие элементы полнопоточного фильтра одновременно со сменой моторного масла при ТО-2?
1. Снижается скорость старения масла и накопления засорений в фильтрующих элементах. 2. Уменьшается износ деталей, повышается ресурс двигателя. 3. Оба ответа правильные.
121. Допускается ли промывка бумажных фильтрующих элементов и их повторное использование?
1. Допускается повторное использование не более 1 раза. 2. Допускается повторное использование не более 2 раз. 3. Не допускается.
122. Какие клапаны установлены в центробежном фильтре очистки масла?
1. Перепускной. 2. Сливной. 3. Оба клапана.
123. Укажите назначение перепускного клапана центробежного фильтра.
1. Ограничивает давление на входе до 0,6—0,65 МПа (6,0—6,5 кгс/см2). 2. Ограничивает давление на входе до 0,8—0,85 МПа (8,0—8,5 кгс/см2). 3. При повышении давления на входе центробежного фильтра выше установленного перепускает масло в полнопоточный фильтр.
124. Какие последствия вызовет зависание перепускного клапана центробежного фильтра очистки масла в открытом состоянии?
1. Резко снизится частота вращения ротора, ухудшится качество фильтрации масла, повысится температура масла, ускорится износ де4; талей двигателя. 2. Резко снизится частота вращения ротора, ухудшится качество фильтрации масла, ускорятся старение масла и износ деталей двигателя. 3. Повысится частота вращения ротора, ухудшится качество фильтрации масла, ускорится износ деталей двигателя.
125. К каким последствиям приводит неправильная регулировка перепускного клапана центробежного фильтра очистки масла на повышенное давление открытия?
1. Снижаются частота вращения ротора и давление масла в главной масляной магистрали. 2. Повышаются частота вращения ротора, нагрузки на радиаторную секцию и привод масляного насоса. 3. Повышаются частота вращения ротора и нагрузка на нагнетающую секцию масляного насоса.
126. Укажите назначение сливного клапана центробежного фильтра.
1. Ограничивает перепад давления на фильтре и защищает его от повышенной частоты вращения ротора. 2. Ограничивает давление на входе в радиатор. 3. Ограничивает давление на входе в радиатор, обеспечивает работоспособность фильтра при закрытом кране включения радиатора.
127. При каком давлении открывается сливной клапан центробежного фильтра очистки
масла?
1. 0,05—0,07 МПа (0,5—0,7 кгс/см2). 2. 0,4— 0,45 МПа (4—4,5 кгс/см2). 3. 0,85-0,95 МПа (8,5-9,5 кгс/см2).
128. К чему приводит заклинивание сливного клапана центробежного фильтра очистки масла в открытом положении?
1 Повышается температура масла, снижается давление в главной масляной магистрали, ускоряется износ деталей двигателя. 2. Повышаются температура масла и частота вращения ротора центробежного фильтра, ускоряется износ деталей двигателя. 3. Повышаются температура масла и нагрузки на детали насоса, снижается давление в главной магистрали.
129. К чему приводит заклинивание сливного клапана центробежного фильтра очистки масла в закрытом положении?
1. Повышается частота вращения ротора, возможно отделение присадок от базового масла на колпаке ротора и ускорение износа деталей двигателя. 2. При закрытом кране включения радиатора фильтр не будет работать, при открытом возможны разрыв радиатора и вытекание масла на режиме холодного пуска двигателя. 3. При открытом кране включения радиатора фильтр не будет работать, при закрытом возможны разрыв радиатора и вытекание масла на режиме холодного пуска двигателя.