Avtoprokat-rzn.ru

Автопрокат Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Втягивающее реле стартера

Втягивающее реле стартера

Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика. Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много. В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.

Втягивающее реле стартера

Втягивающее реле с сердечником

Принцип работы втягивающего реле

Перед тем как перейти непосредственно к неисправностям и методами их устранения, автовладельцам будет полезно узнать устройство втягивающего реле стартера, и как оно работает. Сразу стоит отметить, что механизм представляет собой классический электромагнит, состоящий из двух обмоток (удерживающей и втягивающей), схемы подключения его к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.

В момент поворота ключа зажигания напряжение от аккумулятора подается на обмотки втягивающего реле. При этом создается электромагнитное поле, которое перемещает сердечник, находящийся в его корпусе. Тот, в свою очередь, сжимает возвратную пружину. В результате этого противоположный конец “вилки” сдвигается к маховику. При этом шестерня, соединенная с бендиксом, выдавливается наружу до момента зацепления с венцом маховика. В результате зацепления замыкаются контакты встроенной схемы включения стартера. Далее втягивающая обмотка отключается, а сердечник остается в зафиксированном положении при помощи работающей удерживающей обмотки.

Схема работы втягивающего реле

Схема работы втягивающего реле

После того как ключ зажигания отключает двигатель, напряжение на втягивающее реле перестает подаваться. Происходит возврат якоря в исходное положение. Механически соединенные с ним вилка и бендикс выходит из зацепления с маховиком. Таким образом, неисправность втягивающего реле стартера — это критическая поломка, из-за которой невозможно запустить двигатель.

Схема втягивающего реле стартера

Схема втягивающего реле

Схема втягивающего реле

В дополнение к предыдущему пункту представляем вашему вниманию схему втягивающего реле стартера. С ее помощью вам будет легче понять принцип действия устройства.

Втягивающая обмотка реле всегда подключена к “минусу” через стартер. А удерживающая обмотка — непосредственно к аккумулятору. Когда сердечник реле прижимает рабочую пластину к болтам, и на стартер подается “плюс” от аккумулятора, то аналогичный “плюс” подается и на выход “минуса” втягивающей обмотки. Из-за этого она отключается, и ток продолжает идти только по удерживающей обмотке. Она слабее, чем втягивающая, однако обладает достаточной силой, чтобы постоянно удерживать сердечник внутри корпуса, что обеспечивает беспрерывную работу мотора. Использование двух обмоток позволяет значительно экономить энергию аккумулятора во время запуска двигателя.

Признаки и причины выхода из строя реле

К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:

  • При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
  • После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.

Неисправность в работе реле является одной из причин того, что машина не заводится, А причин его поломки может быть несколько:

  • выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
  • обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
  • деформация или ослабление возвратной пружины;
  • короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.

Как проверить втягивающее реле стартера мультиметром

Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.

Как проверить втягивающее реле

Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:

  • Срабатывание реле можно определить достаточно просто — в момент запуска раздается щелчок, производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет — значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
  • Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле. В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 1. 3 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 3. 5 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.

Ремонт втягивающего реле стартера

Контакты втягивающего реле стартера

Изношенные контактные пластины реле

На многих современных машинах втягивающее реле выполнено в неразборном виде. Это делается по двум причинам. Первая — так увеличивается надежность механизма и его долговечность в силу механической защиты от внешних факторов. Вторая — таким образом автопроизводители хотят получить большую прибыль от продажи своих комплектующих. Если в вашем автомобиле стоит именно такое реле, то лучший выход в данном случае один — его замена. Запишите марку реле, его технические параметры, а лучше возьмите его с собой, и отправляйтесь в ближайший магазин или на авторынок за аналогичным новым.

Читайте так же:
Синхронизация закладок на всех устройствах

Однако некоторые автовладельцы проводят его ремонт своими руками. Но при этом нужно знать, как разобрать втягивающее реле стартера. Если реле разборное — то оно поддается ремонту. В случае неразборного ремонт также возможен, однако в небольшом объеме. В частности, при пригорании “пятаков”, улучшении и чистке контакта. Если же сгорела или “закоротила” одна из обмоток, то такие реле, как правило, не ремонтируют.

Для дальнейших работ вам понадобится отвертка с плоским жалом, а также паяльник, олово и канифоль. Разборка реле начинается с того, что необходимо вытащить из него сердечник. После этого откручиваются два, которые держат верхнюю крышку, где расположены контакты катушек. Однако перед тем как ее снять, необходимо отпаять упомянутые контакты. При этом необязательно отпаивать оба контакта. Обычно, чтобы добраться к “пятакам”, достаточно отпаять лишь один контакт и приподнять с одной стороны крышку.

Разборка и ремонт втягивающего реле

Ремонт втягивающего реле ВАЗ 2104

Далее нужно открутить с верхней стороны болты, удерживающие “пятаки”, и достать их. В случае необходимости нужно провести их ревизию. То есть, почистить их с помощью наждачной бумаги с тем, чтобы избавиться от нагара. Аналогичную процедуру нужно выполнить и с их посадочными местами. С помощью слесарного инструмента (лучше всего с помощью отвертки с плоским жалом) почистить посадочное место, удалив оттуда грязь и нагар. Сборка корпуса реле происходит в обратном порядке.

Разборка и сборка разборного реле происходит аналогично. Для этого нужно раскрутить болты-шпильки и разобрать его корпус. Так вы доберетесь до внутренних элементов устройства. Работы по ревизии проводятся аналогично приведенному выше алгоритму.

Типы втягивающих реле и их производители

Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
  • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
  • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.

Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

  • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
  • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
  • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
  • Dynamo AD, Болгария;
  • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.

Итоги

Втягивающее реле стартера — несложное устройство. Однако его поломка является критичной, так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ. Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим. Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле — купите аналогичное устройство и произведите его замену.

Стартер для УАЗ Патриот

Сложно представить себе полностью исправный автомобиль, в котором не было бы стартера. Он представляет из себя компактный электродвигатель, который работает на постоянном токе от аккумулятора. Он необходим для пуска мотора в момент, когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания. В этой статье рассмотрим основные особенности стартера УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409: его устройство, процесс замены.

На автомобиле

Особенности конструкции

УАЗ Патриот с завода оснащается моделями стартера от двух производителей: «Iskra» и «Bosch». Принципиально эти модели конструктивно ничем не отличаются, разницу можно заметить только в качестве исполнения изделий. Обе модели представляют из себя электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Вверху корпуса располагается реле втягивания с двумя типами обмоток: тяговой и удерживающей.

На Патриоте мотор ЗМЗ 409 обычно оснащается стартером «AZE 2517» фирмы «Iskra» или «БАТЭ» (5112). Работает это так: в момент запуска двигателя втягивающее реле срабатывает первым и входит в зацепление с венцом маховика, на котором расположено множество зубьев. После этого, в работу подключается и сам стартер, благодаря чему осуществляется вращение маховика, как результат — пуск мотора.

Двигатели УМЗ-4218 комплектуются стартерами «42.3708». На моторах «ЗМЗ-5143» (дизель) можно встретить модели «6012.3708» или «AZE».

Нередко случаются ситуации, когда при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит, то есть стартер не крутит. Как быть в этой ситуации?

Причины поломки

Основными причинами, из-за которых не крутит стартер на УАЗ Патриоте, могут быть:

  1. Севший аккумулятор. Количество энергии, потребляемой при запуске мотора, зависит от многих факторов: температура окружающего воздуха, вязкость моторного масла, объем двигателя. Зимой пусковой ток может достигать значений 300 Ампер!
  2. Возможно повреждение или окисление контактов на самом устройстве. Стоит также проверить провода, идущие от аккумулятора к стартеру.
  3. Неисправность в электрической части автомобиля. Это могут быть проблемы в проводке, предохранителе, реле или замке зажигания. Данные причины возникают редко.
Читайте так же:
Ваз 21099 двигатель регулировка зажигания

Первые два пункта проверить самому — не составит особого труда. А для более углубленной диагностики может потребоваться помощь специалиста. Если получилось так, что по результатам диагностики все в порядке — тогда проблема может быть в том, что стартер просто отслужил свое и его пора менять. Хотя само изделие не имеет четких эксплуатационных границ, в зависимости от интенсивности использования срок его службы может сокращаться.

Чаще всего проблемы со стартером встречаются у таксистов, которым приходится по нескольку десятков раз в день запускать двигатель автомобиля. Опытные водители в таких случаях стараются по возможности не глушить автомобиль, если стоянка не длительная.

Демонтаж изделия

Стартер располагается за правым колесом в районе раздаточной коробки, головки болтов находятся ближе к двигателю и расположены один над другим. Болты крепления стартера являются частью болтов крепления колокола коробки и их шляпки смотрят в сторону задка машины. Подлезть сверху не получится никакими ключами, поэтому придется лезть в яму. Для того, чтобы снять стартер на УАЗ Патриот вам потребуются следующие инструменты:

  • Отвертка плоская и крестовая.
  • Гаечные ключи на 14, 13 и 8. При откручивании болтов крепления (2 болта) удобнее использовать головку с трещеткой.
  • Съемник стопорных колец (если планируется полная разборка).

Обозначение проводов

Перед снятием необходимо полностью обесточить автомобиль, отсоединив минусовую клемму аккумулятора. Далее, необходимо проделать следующие действия:

  1. Оттянуть резиновый чехол и открутить гайку, которая выполняет роль клеммы питания втягивающего реле. Снять клемму со шпильки.
  2. Отвернуть гайку крепления клеммы плюс питания стартера.
  3. Отвернуть нижний и верхний болт крепления устройства. Для откручивания верхнего болта придется использовать «трещетку», обычным ключом к нему не подобраться.

Как открутить проблемный верхний болт крепления

Установка изделия осуществляется в порядке, обратном снятию.

Надо ли менять?

Если стартер поломался — не спешите его сразу выкидывать. Для начала нужно проверить исправность втягивающего реле, проблема может быть в окислении контактов, тогда их достаточно просто почистить. Для проверки втягивающего подсоедините напрямую клеммы «+» и «—» аккумулятора к втягивающему реле так, как показано не рисунке:

Проверка втягивающего

Обязательно отсоедините белый провод от контактного болта

Если замкнуть цепь — якорь втягивающего реле должен заменто втянуться. Если этого не происходит, придется заменить втягивающее реле на исправное, оно является составной частью стартера и может меняться отдельно. Для замены втягивающего открутите два болта крепления с торцевой части устройства.

Проверка и ремонт втягивающего реле стартера

Как проверить втягивающее реле стартера

Неисправное втягивающее реле стартера зачастую становится причиной того, что автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа в замке зажигания. Пожалуй, это не самые приятные моменты в жизни любого водителя. Поэтому в таких случаях важно знать, как проверить втягивающего реле стартера, и как завести машину, если оно не работает.

Мы расскажем о назначении втягивающего реле стартера и его устройстве, о том как его можно проверить и выполнить несложный ремонт своими руками.

В конце этой статьи смотрите видео, в котором показано, как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера.

Также на нашем сайте можно найти информацию и о других часто встречающихся причинах неисправности стартера с пошаговой инструкцией, что делать если не срабатывает стартер.

Когда при повороте ключа в замке зажигания отчетливо слышно, что стартер работает в холостую, то причиной этой неисправности может быть втягивающее реле. Но прежде чем заняться его диагностикой, следует знать назначение этого электрического узла.

Назначение втягивающего реле стартера

Как известно стартер представляет собой электрический мотор, который питается от аккумуляторной батареи. Зубчатая шестерня стартера при запуске мотора должна быстро войти в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя. Одновременно происходит включение электромотора стартера, который и вращает коленвал – этот процесс в действии хорошо виден на анимации ниже.

Втягивающее реле стартера отвечает за быстрое соединение двух зубчатых деталей: маховика и шестерни обгонной муфты (бендикса). Устанавливается втягивающее реле на корпусе стартера, соединяясь с муфтой в передней части при помощи рычага. Если реле не выдвигает шестерню вперед, то стартер вращается сам по себе.

Однако виновником такой неисправности может быть не только втягивающее реле, но и обгонная муфта (подробно о ремонте бендикса). Если муфта заклинила, то силы втягивающего реле не хватает для ее выдвижения.

Проверка втягивающего реле стартера

Чтобы определить причину отсутствия соединения зубчатых элементов стартера и двигателя, следует проверить работоспособность втягивающего реле. Для удобства диагностики чаще всего приходится демонтировать весь стартер.

Проверка втягивающего реле стартер

Однако перед тем как приняться за демонтаж стартера, желательно провести несколько простых операций, которые помогут выявить неполадку:

  • Проверить состояние аккумулятора, надежность крепления клемм, удалить окислы с выводов АКБ;
  • Убедиться в том, что электрическая проводка надежно крепится к стартеру гайками. При наличии коррозии зачистить контакты мелкозернистой наждачной бумагой;
  • Найти в автомобиле реле включение стартера и проверить его состояние.

Порядок демонтажа стартера

Для снятия стартера требуется отсоединить провода, которые к нему подходят, а затем открутить болты крепления (обычно два или три).

Зачастую для выполнения этих, на первый взгляд, несложных операций автомобилисту приходится тратить много времени и усилий.

Читайте так же:
Регулировка холостого хода на уаз патриот дизель

Объясняется это тем, что стартер во многих моделях авто хорошо спрятан в моторном отсеке, и чтобы добраться до него, необходимо изъять из-под капота немало мешающих узлов и механизмов. А в некоторых машинах, например Фольксваген Гольф или Пассат, для его демонтажа потребуется поддержка двигателя.

Лучше всего эту работу проводить на смотровой яме или на эстакаде.

Как проверить втягивающее реле стартера

Когда стартер успешно извлечен из подкапотного пространства, следует его очистить от загрязнений, а окисленные контакты необходимо обработать наждачкой.

  1. Теперь стартер нужно разместить рядом с аккумулятором и подготовить два электрических провода достаточной длины. Лучше всего применять провода для «прикуривания», которые оснащены «крокодилами».
  2. Первым делом нужно одним электропроводом соединить плюсовую клемму аккумулятора с соответствующим выводом втягивающего реле.
  3. После этого другой провод подключают к минусовой клемме АКБ.
  4. Осталось лишь прикоснуться свободным концом минусового электропровода к корпусу стартера и узнать результат:
    • если при соединении произойдет быстрый и отчетливый щелчок в области втягивающего реле, то оно работает;
    • если признаки «жизни» отсутствуют, значит втягивающее реле нуждается в ремонте или замене.

При работоспособном втягивающем реле, причину неисправности следует искать в цепи питания. Ну а неисправный узел можно попытаться отремонтировать своими руками или заменить на новый.

Ремонт втягивающего реле стартера

Сперва предлагаем посмотреть видео-инструкцию по самостоятельной замене втягивающего реле, а затем мы расскажем как выполнить его ремонт.

В зависимости от завода-изготовителя стартеры оснащаются разборным или неразборным втягивающим реле. Чтобы устранить неполадку неразборного элемента, нужно всего лишь купить новую деталь. Останется открутить два крепежных болта, снять неисправное реле и установить на его место новое (смотрите на видео выше).

В случае разборного втягивающего реле можно попытаться его отремонтировать. Ремонт заключается в следующем:

  • Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
  • Иногда необходимо дополнительно отпаять концы обмотки.
  • Сняв крышку, открывается доступ к поиску возможной проблемы – это силовые контакты, которые могут быть изношенными или подгоревшими:
    • в первом случае поможет замена контактов,
    • во втором случае проблему решить удастся с помощью шлифовальной шкурки.

    И на последок рекомендуем посмотреть видео, на котором показано, как можно завести мотор с нерабочим втягивающим реле стартера.

    Как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера

    Схема подключения стартера уаз буханка

    Для запуска двигателя автомобилей УАЗ-469, УАЗ-469Б и автомобилей вагонной компоновки семейства УАЗ-452 использовался стартер СТ 230-Б2, установленный с левой стороны двигателя. Включается стартер с помощью электромагнитного тягового реле PC 230-Б2, смонтированного на его корпусе.

    Стартер СТ 230-Б2 двигателя УАЗ-469, УАЗ-469Б и семейства УАЗ-452, устройство и работа.

    Стартер СТ 230-Б2 представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением и имеет номинальную мощность 1,4 л. с. при питании его от аккумуляторной батареи емкостью 60 Ач.

    Стартер начинает работать при повороте ключа зажигания в крайнее правое положение. При этом включается электрическая цепь дополнительного реле РС-502, через которое поступает ток от аккумуляторной батареи в тяговое реле стартера PC 230-Б2. Тяговое реле состоит из двух обмоток : втягивающей и удерживающей.

    Под воздействием электромагнитного поля двух обмоток реле, якорь тягового реле втягивается внутрь катушки и с помощью рычага вводит в зацепление шестерню, а в конце хода включает электрическую цепь стартера, отключив одновременно втягивающую обмотку реле. Удерживающая обмотка тягового реле продолжает оставаться под напряжением.

    После пуска двигателя и возвращения в исходное положение ключа включателя зажигания разомкнется цепь дополнительного реле, обесточится удерживающая обмотка и тяговое реле выключится под действием возвратной пружины.

    Так как втягивающей и удерживающей обмотками тягового реле стартера потребляется большой ток, а включатель зажигания рассчитан на сравнительно небольшие токи, то включение стартера происходит через дополнительное реле стартера РС-502.

    Схема включения стартера СТ 230-Б2.

    Техническое обслуживание стартера СТ 230-Б2.

    Обслуживание стартера сводится к периодической проверке состояния крепления к нему проводов и самого стартера к картеру сцепления. Необходимо помнить, что нарушение плотности присоединения провода, идущего от аккумуляторной батареи к зажиму стартера, приводит к увеличению переходного сопротивления его цепи и как следствие — к снижению мощности стартера и ухудшению пуска двигателя.

    Один раз в год при очередном техническом обслуживании, необходимо снять стартер с двигателя, разобрать его, тщательно протереть и продуть детали сжатым воздухом. Поврежденные детали заменить новыми или отремонтировать. Особое внимание следует обратить на состояние щеток и коллектора.

    Убедиться, что щетки не заедают в щеткодержателях. Высота щеток должна быть не менее 6-7 мм. Усилие пружин должно быть в пределах 850—1400 гс. Регулировать это усилие рекомендуется закручиванием или раскручиванием пружин или стоек крепления концов пружин плоскогубцами. В случае обгорания коллектора, его следует зачистить. При значительном подгорании коллектора и выступании слюды между пластинами, коллектор необходимо проточить.

    Техническое обслуживание и регулировка дополнительного реле РС-502 стартера СТ 230-Б2.

    Дополнительное реле стартера в эксплуатации особого ухода не требует. Через 25 000-30 000 километров пробега автомобиля, рекомендуется проверить состояние его контактов и регулировку. Для проверки реле собирается схема показанная ниже.

    Схема включения дополнительного реле РС-502 стартера СТ 230-Б2 для проверки и регулировки.

    Плавным перемещением движка реостата увеличивают напряжение до момента включения реле, при этом загорается контрольная лампа. Передвижением движка реостата в противоположную сторону снижают напряжение до момента включения реле, лампа гаснет.

    Реле считается исправным, если включение его происходит при напряжении 7-9 Вольт, а отключение при 3-4 Вольта. Регулируется напряжение включения и выключения реле подгибанием стойки пружины.

    Зазор, между якорем и сердечником при замкнутых контактах должен быть не менее 0,1 мм, а зазор между контактами в разомкнутом состоянии — не менее 0,4 мм. Подгоревшие контакты реле следует зачистить. Реле с обрывом обмотки заменить.

    Возможные неисправности стартера СТ 230-Б2 и дополнительного реле РС-502.
    При включении стартера не вращается якорь.

    — Отсутствие надежного контакта во включателе зажигания.
    — Отрыв обмотки, подгорание контактов или нарушение регулировки дополнительного реле.
    — Нарушение контакта щеток с коллектором.

    При включении стартера коленчатый вал двигателя не проворачивается или вращается с малой частотой, накал ламп становится слабым.

    — Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея.
    — Короткое замыкание в обмотках или выводах стартера, нарушение контакта в соединениях внутри стартера, задевание якоря за полюсы.

    При включении вал стартера вращается с большой частотой, но не проворачивает коленчатый вал двигателя.

    — Пробуксовка муфты свободного хода привода стартера.

    При включении стартера слышен скрежет шестерен, которые не входит в зацепление.

    — Неправильно отрегулированы ход шестерни привода и момент замыканий контактов включателя стартера.
    — Ослабло крепление стартера.

    После пуска двигателя стартер не выключается.

    — Спекание контактов дополнительного реле РС-502.

    При включении стартера слышны повторяющиеся удары тягового реле и шестерни привода о венец маховика.

    — Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея.
    — Обрыв в цепи удерживающей обмотки тягового реле.

    И так сегодня пока моя девушка каталась на "СОТКЕ" и заглохла, у нас перестало откликаться зажигание, поскольку началось все еще с утра, после помывки двигателя, было заранее куплено новое реле, продавец сказал что все реле одинаковые, я ему поверил и купил стандартное пяти контактное реле.

    Но не тут то было, схема у стандартного реле совершенно другая. И при попытке включить массу у меня просто напросто начал крутиться стартер, в этот момент я и сравнил схемы на релюхах. Поставил помершее реле, толкнул, завел, поехал в круглосутку. Там на мою просьбу дать нужное реле и после показа фотографии того что се было нужно, с подробным объяснением схемы работы:

    На меня посмотрели как на чекнутого и сказали, завод выпускает одинаковые реле для всех и дали реле как на первой картинке. На мои попытки объяснить что схема не та и что при включении массы стартер начинает крутиться мне мягко намекнули, что, руки из жопы растут , электрик из меня никудышный.
    Я не стал спорить, просто развернулся и доехал до магазина который был значительно дальше, в нем сразу меня поняли и дали то что было нужно. Подключал по тому как были воткнуты провода в старое реле. Если кому интересно нашел в интернете замечательную схему по которой даже без цвета проводов можно понять что и как.

    По скольку уже давно сталкиваюсь с проблемой не соответствия цвета моих проводов с некоторыми схемами, то вот каким контактам соответствуют цвета проводов у меня (УАЗ 31519, двигатель 421800)

    30 — оранжевый+фиолетовый
    85 — красный
    86 — черный
    87 — фиолетовый
    87b — белый

    Так как раздел о ремонте УАЗ только открылся, нужно его обновлять. Так что сорри, сегодня снова техническая статья! 🙂 Решил по-тихонечку изучать узлы автомобиля УАЗ. Самые сложные из них, как мне- это узлы системы зажигания. Я решил начать со стартера УАЗ. Итак, что нам рассказывают мудрые сайты…

    Схема стартера УАЗ

    Стартер 42.3708: 1 – крышка со стороны привода; 2 – поводковое кольцо; 3 – упорное кольцо; 4 – замковое кольцо; 5 – привод; 6 – якорь; 7 – корпус; 8 – щетка; 9 – траверса; 10 – упорная шайба; 11 – регулировочная шайба; 12 – стопорная шайба; 13 – крышка со стороны коллектора;
    14 – контактный болт; 15 – контактная пластина; 16 – крышка реле; 17 – возвратная пружина; 18 – шток; 19 – якорь реле; 20 – компенсирующая пружина; 21 – буферная пружина; 22 – шестерня; 23 – винт М5х14; 24 – гайка стяжной шпильки; 25 – винт М6х16; 26 – гайка М8; 27 – ввод катушек реле;
    28 – винт М6х30; 29 – рычаг; 30 – гайка М8; 31 – ось рычага

    Схема включения в цепь стартера

    Схема включения стаpтеpа: 1 – выключатель «массы»; 2 – аккумулятоpная батаpея; 3 – дополнительное pеле стаpтеpа; 4 – выключатель (замок) зажигания; 5 – вольтметр; 6 – контактный диск; 7 – втягивающая обмотка;
    8 – удеpживающая обмотка; 9 – тяговое pеле стаpтеpа; 10 – стаpтеp

    Стартер 42.3708 или 4211.3708–01 с электромагнитным тяговым реле и рычажным приводом с роликовой муфтой свободного хода установлен с левой стороны двигателя (по ходу автомобиля). Схема включения стартера показана на второй картинке

    Технические данные и характеристики стартера

    Направление вращения…..правое
    Номинальное напряжение, В…..12
    Мощность (при питании от аккумуляторной батареи емкостью 60(А·ч), кВт (л.с.)…..1,2 (1,65)
    Холостой ход при 20 °С:
    потребляемый ток А, не более…..75
    напряжение на клеммах стартера, В, не более…..12
    Частота вращения ротора, мин -1 , не менее…..5000
    Полное торможение при 20°С:
    тормозной момент, кгс·м…..1,6±0,16
    потребляемый ток, А, не более…..520
    напряжение на клеммах стартера, В, не более….. 7

    Периодически выполняйте работы по обслуживанию стартера:

    1. Проверьте состояние зажимов, не допуская их загрязнения и ослабления крепления.
    2. Снимите защитный кожух и осмотрите коллектор, при необходимости устраняйте неисправности.
    3. Откройте крышку 13 (см. первую картинку) со стороны коллектора, осмотрите и при необходимости зачистите контактные поверхности, после чего продувайте сжатым воздухом.
    4. При необходимости подтяните стяжные болты корпуса стартера.
    5. Проверьте крепление стартера к картеру сцепления.
    6. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях снимите стартер для очистки привода и муфты свободного хода от грязи.

    Через каждые 32 000 км пробега автомобиля выполните следующие работы по обслуживанию стартера:

    1. Снимите стартер с двигателя.
    2. Проверьте состояние коллектора и щеток. Убедитесь, что щетки не заедают в щеткодержателях. При высоте щеток менее 6 мм замените их.
    3. Разберите стартер. Изношенные детали замените.
    4. При сборке смажьте подшипники и цапфы вала моторным маслом. Шлицевую часть вала, втулки отводки привода, пальцы и ось рычага слегка смажьте смазкой Литол–24

    Когда искал, почему стартер может не работать, нашел вот такую картинку из руководства по эксплуатации автомобилей УАЗ.

    Устройство и неисправности стартера на УАЗ

    Стартер УАЗ может быть представлен в виде различных агрегатов. Данные модели имеют практически одну конструкцию. Редукторный стартер имеет 4 полюса и 4 щетки. Крепится он к картеру с помощью 2 шпилек.

    Технические характеристики детали

    Так устроен стартер

    У стартера УАЗ крутящий момент не превышает 1,6 кгс/м, а номинальная мощность равняется 1,7 кВт. На вале якоря есть муфта и приводная шестерня. Первый элемент передает крутящий момент в одном направлении – от рассматриваемого устройства к мотору.

    Схема позволяет выяснить, исправен редукторный стартер либо нет. Что касается привода, то его пригодность определяется за счет внешнего осмотра после разборки основного агрегата. Аналогичным образом проверяется состояние щеток и коллектора. Первые детали заменяются новыми, а вторые обезжириваются бензином.

    Автомеханики рекомендуют редукторный стартер периодически осматривать. Необходимо:

    • проверять состояние зажимов (они не должны быть грязными, а крепления – ослабленными);
    • снимать кожух и осматривать коллектор (при необходимости устраняются неполадки);
    • открыть крышку, осматривая и зачищая контакты;
    • подтянуть болты фиксации корпуса основного агрегата;
    • снять рассматриваемое устройство для очистки от грязи.

    Через каждые 32 000 км пробега рекомендуется выполнять некоторые работы по обслуживанию основного агрегата. Для этого потребуется:

    • снять редукторный стартер с мотора;
    • проверить коллектор и щетки (если высота последних элементов меньше 6 мм, тогда они заменяются);
    • разборка стартера (замена изношенных деталей);
    • в процессе сборки смазываются подшипники, втулки и прочие агрегаты.

    Основные неисправности

    Вот втягивающее реле стартера

    Втягивающее реле стартера

    Если якорь не вращается, тогда проводится ремонт стартера. Если нет контакта между щетками и коллектором, тогда потребуется демонтировать редукторный стартер с мотора. Затем оно разбирается, и устраняется причина неисправности.

    Если нет контакта в выключателе реле стартера, тогда отсоединяется провод, снимается крышка выключателя с клемм. Подгоревшие контакты зачищаются. При наличии обрыва соединений внутри самого устройства его рекомендуется отнести в автомастерскую. Отсутствие напряжения при включенном стартере предусматривает замену выключателя системы зажигания.

    При оборванной обмотке либо подгоревших контактах в реле проверяется цепь аналогичным образом, как в предыдущем варианте. Лампа присоединяется к клемме “К”. Если она не будет гореть, тогда потребуется разобрать реле и зачистить контакты. В случае заедания якоря во втулке катушки первый элемент (с реле и втулкой) очищается от грязи. Отсутствие положительного результата предусматривает сдачу стартера на ремонт в автомастерскую.

    Если при включении основного агрегата коленвал мотора не вращается полностью либо частично, тогда можно говорить:

    • неисправности либо разряженности аккумулятора, проверяется батарея (при необходимости она заменяется);
    • наличии короткого замыкания в якоре либо катушки, замыкание устраняется либо агрегат относится на ремонт;
    • о тугом проворачивании коленвала мотора, в холодное время года прогревается мотор;
    • о том, что из-за слабой затяжки наконечников может нарушиться цепь питания рассматриваемого устройства, в этом случае подтягиваются зажимы;
    • о сильном износе подшипников, необходима отдача стартера на ремонт.

    Если отсутствует контакт в зажимах (особенно у аккумулятора), тогда проверяются и подтягиваются соответствующие болты. Если неисправна либо разряжена батарея, тогда ее потребуется зарядить либо поменять. Плохой контакт обмотки либо ее неисправное состояние требует замены этого элемента или обеспечение надежного контакта. Зачастую после запуска мотора редукторный стартер не выключается. Такое явление может происходить при заедании привода и в случае спекания контактов выключателя реле. В этом случае проводятся ремонтные работы.

    Автовладельцы УАЗ зачастую наблюдают заедание запорной части выключателя системы зажигания. В итоги стартер при движении транспортного средства выключается самостоятельно. В этом случае рекомендуется заменить выключатель. Сделать это можно своими руками либо с помощью профессионалов. Стартер рекомендуется отдавать на ремонт в проверенные автомастерские.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector